13.11.06 
Совладельцы и менеджмент лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) попытаются получить от правительства и Минфина дополнительные деньги на поддержку отечественного авиапрома. В частности речь идет о введении системы госгарантий на продукцию пяти российских предприятий, которую покупают российские авиакомпании с госучастием. По оценкам экспертов ИФК, на этот проект до 2012 года потребуется 48 млрд руб. Эти средства могут быть выделены путем перераспределения дополнительных доходов российского бюджета.

В рамках бюджета на 2007 год на поддержку гражданского авиастроения предусмотрены ассигнования в сумме 6 млрд руб. В отличие от бюджета 2006 года, где деньги поступали целевым финансированием в уставный капитал двух лизинговых компаний ИФК и ФЛК (по 3 млрд руб.), теперь все средства выделены на приобретение дополнительных акций, выпускаемых при увеличении уставного капитала ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», куда входят обе лизинговые компании.

В пояснительной записке в правительство ИФК обещает в случае господдержки увеличить производство новых самолетов и снизить их стоимость. По оценке компании уже с 2008 года российские авиазаводы смогут удовлетворить потребности российских перевозчиков в новых машинах. Крупный же заказ снизит на 10-15% себестоимость самолетов, подсчитали в ИФК. Больше всего средств ИФК запрашивает на 2007 год - 30 млрд руб. (плюс гарантии по процентам 18 млрд руб.). Далее гарантии из года в год будут снижаться и достигнут в 2011-2012 годах 14 млрд руб.

Аналогичная схема уже действует по экспортным контрактам. В конце прошлого года было подписано кредитное соглашение между компанией Аviaimport S.А. (Куба) и синдикатом российских банков. Российские банки предоставили синдицированный кредит в 94 млн долл. для финансирования контракта по поставке ИФК двух Ил-96-300. При этом федеральный бюджет предоставил банкам-кредиторам государственные гарантии РФ. Всего по подобным экспортным контрактам на сегодняшний день в бюджете предусмотрены 30 млрд руб., которые в частности пойдут на финансирование сделок по покупке самолетов Сирией и Зимбабве.

Теперь эта схема должна быть использована и внутри страны, считает депутат, совладелец ИФК Александр Лебедев. Однако соответствующая поправка к бюджету 2007 года накануне была отклонена бюджетным комитетом Госдумы. «Поправка не была одобрена, так как, на мой взгляд, все депутаты думали, что я лично могу воспользоваться средствами, но я перестал быть выгодоприобретателем ИФК, - заявил РБК daily Александр Лебедев. - Второй причиной является то, что документы были внесены слишком поздно». Депутат надеется, что средства на самолетостроение появятся после перераспределения дополнительных доходов за 2006 год.

В авиакомпаниях говорят, что не возражают против господдержки. «Мы остановили свой выбор на региональных SuperJet и Ил-96-300», - говорит Ирина Данненберг из «Аэрофлота».

На сегодняшний день в России работает пять авиазаводов, производящих гражданскую технику: в Ульяновске, Воронеже, Самаре, Комсомольске-на-Амуре и Казани. По подсчетам специалистов ИФК, российская авиапромышленность на пределе своих мощностей сможет создать 20 Ил-96 (в том числе 13 на внутренний рынок), 100 Ту-204/214 (65 на внутренний рынок) и 300 самолетов типа Ан-38, Су-80 и Ан-3 (в том числе на внутренний рынок может поступить 200 машин). Суммарная стоимость всей продукции составляет 230 млрд руб., при этом внутренний рынок России сделает заказ на 150 млрд руб. Госгарантии будут обеспечены залогом воздушных судов, что предполагает компенсацию расходов федерального бюджета.

Источник: РБК daily