12.11.16 
Авиакомпания Turkish Airlines по итогам первых девяти месяцев 2016  получила чистый убыток в размере 463 млн долл.

В прошлом году за это же время перевозчик заработал 877 млн долл. чистой прибыли.

Выручка Turkish Airlines за первые три квартала сократилась на 6,1%, до 7,6 млрд долл., пишет издание Air Transport World.

Пострадал и операционный результат авиакомпании: если в прошлом году она получила операционную прибыль на 894 млн долл., то в этом перевозчик зафиксировал операционный убыток на 154 млн долл.

На ухудшение финансовых показателей Turkish Airlines повлияла в первую очередь политическая и экономическая нестабильность в самой Турции, Европе и на Ближнем Востоке. Из-за дестабилизации ослабился спрос на авиаперевозки, что в свою очередь снизило доходность.

Так, выручка от пассажиро- и грузоперевозок упала практически по всей маршрутной сети Turkish Airlines, в том числе на внутренних рейсах. Исключение составили только направления в Америку и Африку. Среди негативных факторов также называется усиление конкуренции на рынке, сопровождающееся расширением совокупной провозной емкости. Ухудшение финансовых показателей зафиксировано, несмотря на увеличение пассажиропотока. Его объем за три квартала возрос на 4%, до 48,3 млн пасс. Учитывая, что темпы прироста провозной емкости Turkish Airlines оказались выше, загрузка кресел снизилась до 74,5% против 79% за аналогичный период годом ранее.

Как пишет Air Transport World со ссылкой на источники, из-за сложившейся ситуации у турецкого оператора простаивают порядка 30 ВС. Речь идет как минимум о 12 Airbus A330-200, 3 A340-300, 8 A319 и по меньшей мере 5 Boeing 737-800. Не менее 15 из этих ВС арендованы у ирландского лизингодателя AerCap. Еще 3 A330-200 взяты в мокрый лизинг у Jet Airways; по графику их предстоит вернуть в начале следующего года.

В октябре 2016  в Turkish Airlines приняли решение отсрочить предстоящие поставки некоторых воздушных судов. Всего авиакомпания ожидает получения 92 Airbus A321neo, 65 Boeing 737MAX-8 и 10 Boeing 737MAX-9. Ввод этих машин в эксплуатацию был намечен на период с 2018 по 2022 г.

Скорректированный график поставок выглядит следующим образом: в 2018 г. Turkish Airlines получит 10 бортов вместо ранее запланированных 34, в 2019 г. — 35 вместо 40, в 2020 г. — 40 вместо 52. Еще шесть ВС авиакомпании передадут в 2021 г., 30 ВС поступят в 2022 г., 15 — в 2023 г. Сроки поставки остальных самолетов не уточняются.

Turkish Airlines — член альянса Star Alliance. Авиакомпания выполняет полеты по 49 внутренним и 243 международным направлениям в 117 стран. Парк оператора насчитывает 336 самолетов, 43 из которых были поставлены в 2016 г. Из них 86 самолетов широкофюзеляжные, 237 — узкофюзеляжные, остальные 13 ВС — грузовые. За весь 2016 г. авиакомпания планирует обслужить 61,2 млн пасс.

Исправлять финансовое положение Turkish Airlines предстоит с новым руководителем. Место Темеля Котиля, при котором Turkish Airlines стала расти стремительными темпами, займет Биляль Экши, руководитель Генерального директората гражданской авиации Турции.

Джерело ATO