09.08.06 
Серийный выпуск пассажирского лайнера Ил-96-300 (на котором, кстати, летает президент России) в Воронеже будет прекращен, а на местном авиазаводе будет налажена сборка другой модификации того же дальнемагистрального самолета - Ил-96-400. Об этом заявил вчера гендиректор Авиационного комплекса им. Ильюшина Виктор Ливанов, выступая на территории Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).

В лизинговой компании "Ильюшин финанс Ко" (ИФК), которая сейчас является монопольным заказчиком обеих модификаций Ил-96, "Времени новостей" уточнили, что решение снять Ил-96-300 с производства еще не принято. "Эта машина будет выпускаться до тех пор, пока на нее будет спрос", - заявил газете пресс-секретарь ИФК Андрей Липовецкий. Он, однако, подтвердил, что уже сейчас в портфеле компании больше заказов на "четырехсотки", чем на "трехсотки".

Ил-96-300 - единственный широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, выпускаемый сегодня в России. Шесть авиакомпаний (пять российских и одна иностранная) эксплуатируют в общей сложности 16 машин этого типа: две - государственная транспортная компания "Россия" (борт №1 и резервный борт), шесть - "Аэрофлот", пять находятся в совместном пользовании "Красэйр" и "Домодедовских авиалиний", объединенных в альянс AiRUnion, одну (переоборудованную под грузовые перевозки) использует "Атлант-Союз" и еще две - кубинская компания Cubana.

Ил-96-400 пока в коммерческую эксплуатацию не поступал. Эта более современная модификация отличается от "трехсотки" удлиненным на несколько метров фюзеляжем, что позволяет увеличить число пассажиров до 311-370 человек в зависимости от компоновки (Ил-96-300 берет на борт примерно 250 человек). Кроме того, Ил-96-400 обладает более совершенными, экономичными двигателями. Правда, этот двигатель - ПС-90А1 - еще не сертифицирован в отличие от базовой модели ПС-90А, которая устанавливается на Ил-96-300.

Лизинговая компания ИФК официально не обладает какими-либо монопольными правами на маркетинг "трехсоток" или "четырехсоток". Однако на практике только она в последние годы финансирует выпуск этих самолетов, и все имеющиеся заказы на лайнеры обеих модификаций как из России, так из-за границы ВАСО получило исключительно при посредничестве ИФК.

Как сообщил вчера "Времени новостей" г-н Липовецкий, сейчас ВАСО исполняет заказы на три Ил-96-300 с поставкой в 2007-2008 годах - два самолета для компании Cubana и один - для ГТК "Россия". Кроме того, он напомнил, что ИФК имеет контракт на шесть Ил-96-300 с "Аэрофлотом". Этот контракт фактически заморожен. Принципиальная договоренность о сделке была достигнута еще в 1999 году. В прошлом году она была одобрена советом директоров "Аэрофлота". Но реальных работ по выпуску этих самолетов не ведется, так как "Аэрофлот" не начал их финансирование. В этом году ИФК предложила "Аэрофлоту" пересмотреть контракт, заменив Ил-96-300 на "четырехсотки". Тем не менее, сказал г-н Липовецкий, первоначальная версия контракта пока остается в силе, и по одной только этой причине решение о прекращении выпуска Ил-96-300 не может быть принято в настоящий момент.

Он, впрочем, подтвердил, что большинство перспективных клиентов ИФК интересуются "четырехсотками". "Наш портфель заказов на эту модель - уже 21 твердый контракт и опцион", - сказал г-н Липовецкий "Времени новостей". В России контракты на "четырехсотку" подписаны с компаниями "Атлант-Союз" и "Волга-Днепр". Ведутся переговоры о поставке этих самолетов за рубеж: в Китай, Зимбабве, Иран и Сирию. Г-н Липовецкий сказал, что в перспективе ВАСО скорее всего полностью перейдет на Ил-96-400, но не уточнил, когда это произойдет. "Как минимум несколько лет две модели будут выпускаться параллельно", - уверен представитель ИФК.  

Михаил Кукушкин