23.04.09 
Гость «Прямой телефонной линии» — ректор Национального аэрокосмического университета им. Н.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт», доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Госпремии Украины Владимир Кривцов.

— Здравствуйте, Владимир Станиславович. Меня зовут Владимир Иванович. Два года назад вы резко высказывались о тестировании. Не изменилось ли ваше мнение теперь, после набора абитуриентов по тестовой системе?

— Такого беспорядка при приеме в вузы, как в нашей стране, нет нигде в мире. Я считаю, что система тестирования в Украине — это прямое нарушение прав граждан: в прошлом году многие ребята — особенно после окончания техникума — не попали в ХАИ потому, что не имели сертификатов. Кроме того, тестовая система привела к дезорганизации и в самих вузах. В прошлом учебном году из-за того что абитуриенты могли сдавать копии документов сразу в несколько вузов, а потом, даже после зачисления, забирать их, — нам пришлось формировать списки первокурсников до 10 сентября. В этом году, например, мы обязаны принимать документы до 29 июля, а если мы к 1 сентября не сформируем первый курс — придется увольнять преподавателей.

От такой системы тестирования страдает и качество знаний. Директора школ жалуются, что средний балл в аттестате при приеме в вуз теперь не учитывается. В результате школы будут заниматься натаскиванием детей лишь на определенные предметы: кто-то будет учить только математику, кто-то биологию, чтобы получить максимальные баллы лишь по конкретным тестовым предметам.

Объективность оценивания знаний обеспечить нужно, и тестовая система вполне оправданна. Но нельзя не доверять учителям школ и преподавателям вузов. Тестирование нужно проводить и там, где ребят выпускают, и там, где их принимают: в школе и в вузе. Так делают во всем мире.

Раньше в нашем вузе было идеальное тестирование: несколько раз в год ХАИ проводил олимпиады в разных регионах Украины: их результаты засчитывались как вступительные экзамены. Мы набирали молодежь с лучшими баллами, причем имели право брать 60% таких студентов на отделение госзаказа.

«Ликбез» для первокурсников
 

— Добрый день, Владимир Станиславович. Скажите, пожалуйста, удовлетворяют ли такой серьезный вуз, как ХАИ, знания нынешних абитуриентов?

— Разница подготовки в разных школах значительная, и часто выпускникам не хватает знаний по математике, физике, черчению. Чтобы помочь ребятам, которые хотят учиться в ХАИ, — для всех первокурсников мы устраиваем «ликбез». Сначала они пишут контрольные тесты, чтобы мы могли оценить их реальные знания. И, к примеру, по математике только 25% первокурсников оказываются подготовленными. Зато после месяца обучения в нашем «ликбезе» уже половина студентов сдают тесты на «4» и «5» и только 25% — на «неудовлетворительно». С полученной в сентябре базой знаний студенты лучше воспринимают текущий вузовский материал и успешнее сдают сессии. Говорят, что в ХАИ много студентов отчисляют. Мы действительно принципиально не ставим положительные оценки тем, кто не знает материала.

В ХАИ почти как при социализме


— Здравствуйте, меня зовут Нина Александровна. Правда ли, что в ХАИ сберегли «социалистические» традиции для студентов и преподавателей?
— Мы стараемся сохранить то хорошее, что делалось для людей в прежние времена. Мы, например, не отдали коммерсантам столовые и буфеты, иначе там были бы баснословные цены. В столовой для преподавателя и тем более для студента со стипендией в 520 грн. можно полноценно поесть на 12–15 грн. Вместе с американцами мы сделали первую в городе клинику медицинской помощи студентам с оснащенными супероборудованием кабинетами. Персонал клиники прошел стажировку в США. Есть в ХАИ и профилакторий на 100 мест, где студенты могут восстановить свое здоровье. Кроме того, у нас есть свой детский сад (один из лучших в Харькове), который мы полностью финансируем. ХАИ сохранил и собственную базу отдыха. А к лету мы создадим в Рыбачьем свой пионерский лагерь, где пребывание ребенка в сутки будет стоить 20 грн.

Украина — страна авиации

— Добрый день. Меня зовут Елена Андреевна. Скажите, пожалуйста, есть ли в вашем вузе распределение и будут ли востребованы ваши выпускники в разгар кризиса?
— Распределение у нас есть, причем заявок на специалистов значительно больше, чем выпускников. У нас просят не только профессионалов, проектирующих сложную авиационную, машиностроительную или приборостроительную технику, но даже узких специалистов по компьютерам. Сегодня пользователей программного продукта много, а разработчиков и инженеров-новаторов маловато. Поэтому не случайно лучшие компьютерные проектировщики Харьковского государственного проектного института, имеющего зарубежные лицензии, — выпускники ХАИ. 

— Здравствуйте, меня зовут Михаил Петрович. А есть ли сейчас потребность в специалистах самолетостроения и аэрокосмической техники?
— Потребность в таких специалистах очень высока. В ХАИ готовят профессионалов по разработке и производству авиатехники, но сейчас мы расширяем сферу, обучая и эксплуатации авиатехники. Лицензированный объем выпуска в ХАИ — около 2,5 тысячи человек в год, из них в области самолетостроения и ракетно-космической техники — около 500. Но даже такого количества людей при нынешних объемах производства недостаточно: сейчас в Украине, кроме харьковских и киевских авиазаводов и заводов-смежников, есть еще около 30 уверенно стоящих на ногах фирм, изготавливающих продукцию для малой авиации: сельскохозяйственной и спортивной. Украина всегда была, есть и будет авиационной страной.

— А считаются ли с нашими специалистами за границей?

— Мы готовим кадры для 42 стран, в частности, больше 100 человек — для самолетостроительного завода в Иране. Есть потребность в наших специалистах и для авиации Китая, Индии: с этими странами у нас заключены долгосрочные договоры. Кроме того, к нам приезжают учиться специалисты из КНР. Охотно сотрудничают с нами и европейцы: особенно востребованы специалисты, выполняющие расчеты, программные продукты, моделирование технологических процессов на компьютере для дальнейшей экспериментальной отработки. Поверьте, это не реклама. Только в этом году мы выполняем в Европе 12 таких проектов, в том числе и для «Фольксвагена». Причем спрос на наших специалистов с каждым годом увеличивается.

В последнее время Евросоюз решил уделить больше внимания сотрудничеству с Восточной Европой в области наукоемкой инженерии, в частности, авиации. Благодаря этому мы создаем системы двухфазной стабилизации для европейского спутника (Франция). Лучше наших специалистов такую работу не сделает никто, а платят столько, сколько в Европе. Вместе с Туринским политехническим университетом мы собираемся открыть совместный факультет авиационной инженерии. А с Германией мы создадим факультет информационных технологий в области логистики. Будем выдавать нашим выпускникам два диплома — и они будут иметь возможность устроиться на работу в Европе. Пока труд в Украине будет цениться значительно ниже, чем в Европе — им выгодно с нами сотрудничать.

— Скажите, а как в самом серьезном техническом вузе могли возникнуть самые веселые и находчивые команды СССР и Украины?

— КВН — наша гордость. В ХАИ не только веселые и находчивые студенты, у нас много преподавателей-КВН-щиков. Наверное, в авиационных вузах особая атмосфера: вспомним, к примеру, выпускника МАИ Михаила Задорнова.