02.09.06 
Image«К концу 2006 года в российские ВВС поступит первая партия новых серийных фронтовых бомбардировщиков Су-34», - пообещал недавно главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов.
Его слова подтвердили и в Новосибирском авиационно-производственном объединении имени Чкалова, где делают эту машину. И в объединенном конструкторском бюро имени Сухого, где она была создана.

У военных летчиков будет праздник. «Тридцатьчетверку» давно заждались в войсках.

Впервые эта машина поднялась в небо еще в апреле 1990 года. Пилотировали ее заслуженные летчики-испытатели Игорь Вотинцев и Евгений Ревунов. Тогда она называлась Су-27ИБ (истребитель-бомбардировщик) и представляла собой результат глубокой модернизации широко известного истребителя завоевания господства в воздухе Су-27.

Предназначалась, в первую очередь, для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе и малоразмерных и подвижных, как в тактической, так и в оперативной глубине противника. Естественно, в любых погодных и климатических условиях, днем и ночью. Хотя борьба с воздушными целями новому боевому самолету, что называется, не возбранялась, но это для него должно было стать хобби, а не основной работой на поле боя, как для Су-27.

Генеральный конструктор ОКБ Сухого и руководитель проекта Су-34 Михаил Симонов (а «вели» машину главные конструкторы Роллан Мартиросов и Олег Соболев) рассказывал мне в то время, что их новый самолет создавался для отражения нападения на территорию России вражеских войск и должен заменить в боевом строю летающие уже без малого двадцать с лишним лет фронтовые бомбардировщики Су-24, Су-24М. Но может он также решать и другие задачи, в том числе и дальней авиации, для чего в его конструкцию заложены богатейшие возможности.

Какие это возможности? Во-первых, Су-34 имеет неограниченную дальность полета. Естественно, при использовании дозаправки в воздухе. Но даже без нее и без применения дополнительных подвесных топливных баков он пролетает более четырех тысяч километров. Ни один аналогичный бомбардировщик на такое не способен. Поэтому «тридцатьчетверку» в считанные часы легко перебросить с одного конца России в другой. Туда, где на границе возникла критическая ситуация.

Обычно, говорит Симонов, боевой самолет с Дальнего Востока, например, в Таджикистан летит почти неделю. То промежуточный аэродром закроется из-за непогоды, то топливо не подвезут вовремя, то летчикам не дадут возможности отдохнуть, как следует. А тут все эти «трудности» никак не влияют на продолжительность и скорость перелета. Главное достоинство Су-34 - комфортные условия для работы и отдыха экипажа. Да, и отдыха тоже, хотя слово «отдых» во фронтовом бомбардировщике буквально режет ухо знатокам. Тем не менее отдыхать здесь можно.

Кресла в бронированной кабине летчиков - они, понятно, катапультные, марки К-36ДМ  - стоят не одно за другим, тандемом, как на других самолетах марки «Су», тем более учебно-боевых «спарках», а параллельно друг другу. Как в салоне пассажирского Ил-96 или Аэробуса А-310. Пилоты, один из них - летчик, другой - штурман-оператор, могут встать со своих кресел, размяться, а, захочет кто-то, и лечь в проходе между сидениями, поспать часок-другой, пока бомбардировщик летит на автопилоте и под контролем напарника. Можно даже налить из термоса борща или подогреть мясо в микроволновке. Есть в кабине и такое невиданное в подобных самолетах приспособление, как туалет. Не бомбардировщик, а лайнер повышенной комфортности.

Зачем все это?

- Во время испытаний Су-27УБ, - вспоминал Михаил Симонов, - экипаж под командованием Николая Садовникова впервые выполнил экспериментальный беспересадочный перелет по маршруту Москва-Охотское море-Москва. Совершил четыре дозаправки в воздухе. Все 16 часов их нахождения над землей техника работала безотказно. Но выбрались летчики из машины с улыбками «квашенного теста». Лица у них были под стать комбинезонам - серо-зелеными. Конечно, воевать после такой дороги они вряд ли смогли бы.

На Су-34 сделано все, чтобы и после многотысячекилометровых перелетов летчики не устали и могли работать над полем боя так, как будто сели в кабину машины всего несколько минут назад. А для эффективной «работы» в бою у них есть принципиально новая бортовая цифровая ЭВМ, управляющая оружием, другое радиоэлектронное оборудование, многократно, кстати, дублированное. Несмотря ни на какие погодные условия оно точно выведет бомбардировщик в указанный район с точностью до нескольких метров. А восемь тонн самонаводящегося и корректируемого ракетного и бомбового оружия, в том числе и сверхзвукового, способны поразить даже самую хорошо защищенную цель. На расстоянии от 250 км до нуля.

Новая машина, которая вскоре поступит в войска, оснащена системой активной безопасности или, как ее еще называют, системой искусственного интеллекта. Она позволяет ей совершать боевые маневры и фигуры высшего пилотажа, летать на максимальной скорости у земли (она равна 1400 км в час) и на предельно малых высотах, безошибочно следовать рельефу местности, огибать внезапно появляющиеся препятствия, а также достаточно легко преодолевать зоны, защищенные средствами ПВО сухопутных войск. Им засечь Су-34 так же сложно, как и сверхзвуковую крылатую ракету, сказал мне Симонов.

На определенной высоте у земли самолет «держит» не только цифровая ЭВМ и система активной безопасности, но и переднее горизонтальное оперение, установленное на фюзеляже сразу же за кабиной. Его хорошо видно на фотографии бомбардировщика. Оно не только парирует вертикальные порывы воздуха, но и подавляет «болтанку», возникающую у любых скоростных летательных аппаратов на предельно малых высотах. Создает летчику и штурману-оператору дополнительные возможности вести эффективное прицельное бомбометание, маневрировать под огнем противника, подавлять его огневые средства и уходить от вражеских ракет, а также уклоняться от зенитных снарядов.

Мы уже упоминали, что для защиты летчиков на Су-34 впервые в мире, кроме, пожалуй, штурмовика Су-25, установлена бронированная кабина. Толщина ее брони 17 мм, и она надежно прикрывает людей и приборы от попадания пуль, малокалиберных снарядов и осколков ракет. А катапульта, если это потребуется, сработает в любую секунду, как в воздухе, так и на стоянке. Как говорят пилоты, «во всем диапазоне скоростей и высот. Даже, если они будут равны нулю».

Подсчеты специалистов, опирающихся на статистический анализ последних локальных войн и вооруженных конфликтов с применением сверхзвуковой авиации, средств радиоэлектронной борьбы, ракет с тепловыми, радиолокационными и комбинированными головками самонаведения, а также на изучение причин аварий и катастроф, показывают, что интегрированные системы защиты человека на Су-34 в пять раз эффективнее, чем на других машинах такого же типа. А это значит, что «тридцатьчетверка» в пять раз эффективнее и безопаснее в бою, чем ее аналоги.

Те из знатоков авиации, кто внимательно вчитывался в наш рассказ, заметили, что скорость у сверхзвукового фронтового бомбардировщика Су-34 сравнительно небольшая. Меньше, чем, к примеру, у Су-30МКИ. Всего 1,8 маха. Это не случайно. Напомним, эта машина не предназначена для перехвата чужих истребителей и штурмовиков. Кроме того, большая скорость требует нецелесообразно больших расходов на ее достижение. Не только по топливу, но и по дополнительному оборудованию. Нужны специальные устройства, регулирующие поток в воздухозаборниках, что, в конце концов, выливается в повышенные финансовые затраты, как для авиастроителей, так и для их заказчиков и эксплуатационников. А  «тридцатьчетверка» очень экономична с этой точки зрения.

Ее задача - поднять в небо достаточно большой боевой груз, гарантированно доставить его в заданную точку, безошибочно поразить цель и изящным, неожиданным маневром уйти от преследователей. Для этого ей вполне достаточно диапазона скоростей, которые предоставляет двигатель АЛ-31Ф-М1 производства московской фирмы «Салют». У него очень высокая тяга - до 13,5 тонн, и межремонтный ресурс в 1000 часов. Что тоже своеобразное достижение для подобных машин.

Не позавидуешь, говорит Симонов, тем солдатам и офицерам, над головами которых пронесется на «небольшой» скорости с подвешенными под крыльями и фюзеляжем бомбами и ракетами наша «сушка».  Психологический шок, не говоря об огневом ударе, будет от этого полета, пожалуй, сильнее, чем от зрелища атакующего танка, под которым гудит и сотрясается земля.

- Помните - у Твардовского, - говорит генеральный конструктор, - «с пушкой, в душу наведенной, страшен танк, идущий в бой»? Это и про нашу машину. Она тоже похожа на летающий танк. Такая же лобастая, мощная, маневренная и грозная.

С легендарным конструктором трудно не согласиться. Весит Су-34 с полной заправкой, оружием и топливом, не много - не мало, а 45,1 тонны. Это вес среднего российского танка - Т-90С или Т-80У. 

Михаил Симонов сказал мне, что если Су-24 был создан в его КБ в ответ на американский F-111 и волей-неволей чем-то напоминал его внешние черты, имел "какой-то прозападный имидж", то Су-34 не похож ни на кого. У него свое лицо, своя стать, своя удаль, своя чисто русская непредсказуемость. Он - наш отечественный самолет, который никому не угрожает и создан только для обеспечения обороноспособности России.

Кстати, в отличие от многих других самолетов марки «Су», Су-34 за рубеж не продается. Даже не предлагается и там не рекламируется.

Военный обозреватель РИА Новости Виктор Литовкин.

http://vlasti.net/index.php?Screen=news&id=169556