29.10.10 
Что же подписали премьеры? Главная новость: соглашение не предусматривает ни обмен, ни передачу, ни продажу активов. "Слив" национальных интересов? Мы не сливаем активы". "Но есть еще понятие фактического контроля над предприятиями". "Весь мир идет путем вертикальной интеграции". Впрочем, она тоже не состоялась.
Во время киевской встречи премьер-министров Украины и России Николая Азарова и Владимира Путина стороны подписали ряд межправительственных соглашений.

Одно из них - о создании совместного предприятия "ОАК-Антонов" между российским ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и украинским государственным авиационным концерном "Антонов". Подробности этого соглашения сторонами держатся в секрете.

Такая таинственность породила много слухов и предположений. В частности, в Украине побаивались, что под видом создания СП состоится фактическая передача украинских авиационных активов под контроль России.

Однако в эксклюзивном комментарии "Экономической правде" министр промышленной политики Украины Дмитрий Колесников опроверг эту информацию и рассказал об особенностях сотрудничества РФ и Украины в сфере самолетостроения.

Впрочем, он посчитал лучшим пока не раскрывать некоторую информацию, в результате чего полного понимания того, как будет функционировать СП, до сих пор нет.

Как известно, соглашение о создании
управляющей компании между ОАК и концерном "Антонов" было заключено еще 23 апреля 2010 года. Еще тогда речь шла о том, что новая структура будет производить и продавать самолеты Ан-148, Ан-140, Ан-70 и Ан-124.

Россия несколько лет хотела интеграции авиапредприятий двух стран. РФ намеревалась получить 50% +1 акцию "Антонова", передав этот пакет в собственность ОАК. В обмен Украина получила бы акции ОАК из дополнительной эмиссии этой компании. Однако такой обмен был, без сомнения, неравным.

В разговоре с "ЭП" Колесников заявил, что интеграция в понимании российской стороны усложняла переговоры, потому этот вариант не рассматривался как реальный.

"Интеграции в классическом варианте быть не могло, потому что концерн "Антонов" и Харьковский авиационный завод - это государственные предприятия. И в ближайшее время глобальных изменений в структуре собственности мы не ожидаем", - сказал он.

27 октября, когда в Украину прилетел Путин, документы все еще не были готовы. По некоторым данным, спорные вопросы были сняты в последний момент.

Что же подписали премьер-министры? Главная новость: соглашение не предусматривает ни обмен, ни передачу, ни продажу активов.

- "Слив" национальных интересов? Кто "слил" хоть один национальный интерес, если мы не сливаем активы? Не ради этого все делается, - утверждает Колесников.

- Но есть еще такое понятие как фактический контроль над предприятиями.

- Нет такого контроля, все решается на паритетных принципах, - отвечает министр.

- Но в СП два хозяина.

- Вообще-то весь мир идет путем вертикальной интеграции. Мир создает глобальные компании, - заявил Колесников.

Действительно, для интеграции, слияния или поглощения необходимо провести оценку активов. Однако именно это, по словам министра, сделать было невозможно. Собственность "Антонова" не имеет цены? Она могла бы сложиться, если бы концерн был выставлен на открытую продажу, ведь только так можно получить рыночную цену.

Однако, во-первых, в Украине еще никогда не шла речь о приватизации
авиапрома. А во-вторых, как высказался Колесников, "у нас нет абсолютного понимания, каким образом оценивается интеллектуальная собственность, а у нас это основное".

Четыре задания плюс еще несколько

"Мы возлагаем на СП несколько заданий. Выделяем из российского и украинского авиакомплекса функциональную часть и занимаемся только ею. Мы не умеем строить истребители, но это хорошо делают россияне, потому мы исключили это из СП. Зато мы умеем строить грузовые самолеты", - объясняет Колесников.

Он подтвердил, что СП сосредоточится на четырех проектах: Ан-148, Ан-140, Ан-70 и Ан-124. Министр в который раз заявил, что украинский
авиапром крайне нуждается в инвестициях.

"Авиация - вещь дорогая. Только девять государств в мире производят самолеты. Стран, которые имеют полный комплекс, - от документации до производства - еще меньше. Нас интересовали возможности того, чтобы наш авиакомплекс активно заработал", - говорит он.

Однако СП не ограничится только этими четырьмя типами самолетов. Колесников утверждает, что Украина предлагала заняться транспортными самолетами. Среди легких транспортников Россия имеет Ил. В линейке средних самолетов Украина готовит Ан-178, прототипом которого стал Ан-148.

"Этот самолет уже просчитывается. Он не будет иметь аналогов. Следующий - Ан-70. Лучший самолет в своем классе. Потом в линейке СП будет Ил-76. Тоже лучший. Давайте же вместе сделаем его модернизацию, цифровую кабину, и это будет общий проект", - предлагает министр.

Ан-124 Колесников тоже назвал лучшим в своем классе, и Украина имеет готовую конструкторскую документацию для его производства. "С ним мы будем выходить на рынок, который тоже будет заданием СП", - сообщил чиновник.

Отвечая на вопрос, для какого рынка будет работать СП, министр сказал, что в значительной мере СП будет ориентировано на российский рынок. В частности, по его оценкам, рыночная ниша в России для Ан-124 составляет около 300 самолетов.

"Мы можем производить этот самолет в Украине и России, вместе его продавать и иметь доступ к инвестициям", - считает глава Минпромполитики.

Инвестиции с обещанием, но без гарантий

Колесников не ответил на вопрос о сумме общих инвестиций, в которых нуждается украинский
авиапром. Более того, этот вопрос показался ему странным.

При этом он заявил, что при подписании соглашения о создании СП были полученные обещания российского Внешекономбанка о кредитной линии на 300 миллионов долларов для серийного производства Ан-148.

Однако осталась неясной ситуация с общими гарантиями инвестиций со стороны России. Колесников говорит, что без российского финансирования СП не имело бы смысла. Впрочем, здесь Украина возлагается не на гарантии, а на обещания.

"Самая главная гарантия - создание СП. Просто так его создавать бессмысленно, в том числе в политическом смысле. Тем более, мы договорились из Внешекономбанком об инвестициях. Конкретика же будет после подписания договора, а договора пока нет, потому что СП еще не имеет устава", - объясняет Колесников.

Тем не менее, в Минпромполитики уже подсчитали, при каком объеме производства и продаж транспортные самолеты Ан станут рентабельными. Оказалось, что позитивная рентабельность может наступить начиная с 25-30-го самолета. Со времен получения независимости Украина изготовила менее чем 80 самолетов.

Что такое паритет

Формула "50 на 50" была официально озвучена сразу после подписания соглашения о создании СП. Это уже в традиции двух стран называть общие проекты "паритетными". Однако что это значит?

"Теперь открыта дорога для утверждения уставных документов, набора персонала, руководства. К СП мы подходим на паритетных условиях. 50% имеет российская сторона, 50% - украинская", - говорит Колесников.

Как пример он приводит все те же четыре проекта, в двух из которых будут работать россияне, в двух - украинцы.

"Возьмем отдел маркетинга. Им будет руководить российский коллега, но отделом по логистике - наш, по продаже - российский, по послепродажному обслуживанию - наш. Конечно, это все условно. Как только начнется конкретика, появятся рабочие группы, и мы решим, кто за что будет отвечать", - объясняет председатель Минпромполитики.

По его словам, аналогичный паритет будет соблюден в совете директоров и наблюдательном совете. Туда войдут два субъекта - "Антонов" и ОАК.

В наблюдательном совете будет по шесть лиц с каждой стороны. Решение будет принимать большинство, но если одна из сторон вовсе не голосует, решение будет считаться непринятым. При этом в уставе будут некоторые пункты, по которым решение может быть только единодушным, то есть утвержденным всеми 12 членами совета.

"Нет 12-ти голосов - нет решения. Например, голосование относительно изменения генерального директора или его первого заместителя", - сказал министр.

Также стороны договорились, что каждые два года в руководстве СП будут происходить, как высказался министр, "рокировки". "Главой наблюдательного совета в первом "раунде" будет украинец. Однозначно", - заявил Колесников.

На вопрос "ЭП", будет ли это кто-то из нынешних руководителей авиапредприятия Украины, министр заявил, что нет, но на этот пост будет поставлен "человек из отрасли".

Теперь Россия и Украина уже имеют десять кандидатов на должности в СП. В частности, есть претенденты на руководство центрами закупок, продаж, послепродажного обслуживания. Директора проекта Ан-148 назначит Украина, Ан-140 - Россия.

- Офисов будет два?

- Посмотрим.

- Где будет происходить заключение соглашений - в Москве или Киеве? Куда идти клиенту?

- К генеральному директору.

- Где и по какому законодательству будет разрешаться споры?

- Мы пока еще не спорили, но если такое случится, то все будет решаться по русскому и украинскому законодательству.

- Рассмотрение споров в других странах вы не допускаете?

- Мы, конечно, можем встретиться в международном арбитражном суде, но зачем же тогда все это затевать?

Конкуренция и перспектива закрытия СП

В связи с тем, что Россия создала с Украиной СП для продажи самолетов, в основном, на российском рынке, можно говорить об искусственном ограничении конкуренции для Украины. Хотя СП может продавать самолеты странам Азии, Африки и Латинской Америки, рынок России для СП будет номером один.

Однако, считает Колесников, Киев и Москва делают самолеты разного класса, потому он не видит никакого вреда для конкуренции.

- Ан-70 и Ил-76 - разные самолеты. Мы пересекаемся только в модели Ан-158 и
SuperJet, но мы разделим их. Ан-148 нравится и нам, и россиянам. Я провел в нем 14 часов, когда летел из Китая через Новосибирск к Киеву.

- Он лучше, чем "Боинг"?

- Мне он понравился больше.

- Не станет ли СП препятствием для российского рынка в будущем?

- В данной экономической ситуации это невозможно. Если бы мы выпускали 30-40 самолетов на год, об этом можно было бы говорить, но в настоящий момент нам нужны финансовые ресурсы.

- А, что, собственно, нужно России? Украинские технологии?

- Нет, им нужная кооперация с нашими предприятиями. СП даст дополнительный толчок развитию отрасли двух стран. Если самолет будет собираться в России, он на 60% будет состоять из российских комплектующих, если у нас - на 60% из наших.

- Когда СП начнет работу?

- В 2011 году уже будем работать.

- Может ли это СП быть аннулированное решением нового правительства?

- Я уверен, что нынешняя власть крепка и надолго. И мы свои решения не отменяем.

Джерело Экономическая Правда   Автор: Андрей Черников