29.06.11 
Киевский пенсионер, ветеран авиационного конструкторского бюро имени Антонова, надеется,что уже скоро его необычный летательный аппарат поднимется в воздух

  — Благодаря увлечению разработкой махолета я полгода провел в Америке, — говорит 72-летний киевлянин Игорь Азарьев. На пенсии он занялся созданием нового типа летательного аппарата, который должен бороздить небо, размахивая крыльями. — По интернету я познакомился с американским изобретателем Фрэнком из штата Южная Каролина, который пытался построить свою «железную птицу». Он пригласил меня поработать вместе, расходы взял на себя. Это была моя первая поездка за рубеж. В США я месяца за два овладел разговорным английским, ведь были базовые знания — не счесть, сколько иностранных технических журналов перечитал за многие годы, когда трудился аэродинамиком в Авиационном конструкторском бюро имени Олега Антонова.

 «Я — чемпион Украины по скалолазанию в старшей возрастной группе»

  — В Америке первую половину дня я работал на Фрэнка — помогал ему строить частный аэродром для малой авиации, а после обеда мы углублялись в техническое творчество, — рассказывает Игорь Азарьев. — Мой американский друг живет в коттедже за городом, там есть оснащенный всем необходимым ангар, в котором он проектирует и собирает свои инженерные новинки. Фрэнк — ветеран корейской войны. У него небольшой бизнес — сдает в аренду домики на колесах, зарабатывает до семи тысяч долларов в месяц.

 В делах он человек практичный, но инженер, мягко говоря, неопытный. С помощью компьютерной программы я смоделировал взлет махолета его конструкции. Результат, увы, разочаровал — этот аппарат никогда не сможет подняться в воздух. Фрэнк не обиделся на мои слова, поэтому я и гостил у него так долго. По выходным он с женой приглашал меня на дачу, расположенную в живописном месте на берегу озера.

 Я надеялся, что Фрэнк согласится вложить деньги в мой проект, но ему интересно придумывать свое, а не внедрять чужое. Важно понимать, что все, кто пытался создать такой летательный аппарат, копировали крылья птиц или насекомых. Но это тупиковый путь — у махолета должен быть свой оригинальный принцип действия.

 Вернувшись в Украину, Игорь Александрович решил сам заработать на постройку летательного аппарата — занялся хорошо оплачиваемыми высотными работами. Он еще с 1960-х годов увлекается альпинизмом, является мастером спорта, чемпионом страны по скалолазанию в своей возрастной категории. С гордостью рассказывает, как в 2001 году с товарищами в честь столетия авиаконструктора Олега Антонова поднялись на Кавказе на еще нехоженую гору высотой 4300 метров. По праву первопроходцев назвали ее пиком Антонова.

  — Тружусь без скидок на возраст, — продолжает неугомонный пенсионер. — Зимой, например, снимал с крыши Главпочтамта сосульку весом 80 килограммов. Как раз под ней находится пристройка со стеклянной крышей, поэтому просто сбросить ледяную глыбу было невозможно. Мы обвязали ее канатом и сбили. «Ледышка» зависла в воздухе, я подобрался к ней на альпинистской системе, обхватил руками и потихоньку спустил на землю. Две трети заработанного вкладываю в летательный аппарат. Мои домашние, может, не очень этому рады, но терпят, знают, что меня уже не переделаешь.

 Азарьев строит летательный аппарат в частном секторе на приусадебном участке киевлянина Олега Иванченко. Узнав, каким интересным делом занимается пенсионер, Олег бесплатно предоставил примерно треть своего огорода под мастерскую. Ее соорудили из двойного слоя полиэтиленовой пленки. Печка сделана из старой чугунной ванны. В качестве стульев и стола для старенького компьютера используются деревянные колоды. Когда в печке огонь, температура в мастерской даже в лютые морозы не опускается ниже 20 градусов. Строить махолет энтузиасту помогает механик Владимир Лихотинский.

  — На днях вот здесь, рядом с махолетом, мы отмечали мое 50-летие, — говорит Владимир. — Жарили шашлыки, пили чай, но алкоголя не было — нам он ни к чему. С Игорем Александровичем я познакомился, когда он попросил меня выполнить сложную сварку алюминиевых конструкций летательного аппарата. Узнав, что это будет махолет, над созданием которого конструкторы бьются уже почти 200 лет, я попросился к Азарьеву в механики. Недавно увидели сюжет, как «механическая птица» одного канадского инженера совершила успешный полет. Мы уж подумали, что Александровичу не видать лавров изобретателя первого в мире махолета. Но вскоре выяснилось — канадец сплутовал, оснастив свой аппарат небольшим реактивным двигателем. Ведь нужно, чтобы полет проходил за счет мускульной силы.

«Летчица из Канады просит, чтобы ей предоставили честь первой подняться в небо на махолете»

  — Канадец создавал свое детище 30 лет, истратив несколько миллионов долларов, предоставленных спонсорами. — продолжает Владимир. — Мы написали ему письмо по электронной почте. Ответила летчица, которая совершила полет на этом аппарате. Она просит, чтобы ей была предоставлена честь поднять в воздух махолет Азарьева, когда он будет достроен. Однако мы считаем, что нужно взять украинского пилота, тем более что среди наших летчиков уже есть несколько желающих. В прошлом году в той же Канаде поднялся в воздух орнитоптер — аппарат с крыльями, как у бабочки. Но на самом деле это планер. Его разогнали с помощью автомобиля — и тогда он взлетел, преодолев по воздуху 145 метров. Если бы он не начал махи крыльями, пролетел бы гораздо больше. Так что у нас с Игорем Александровичем остается шанс стать современными братьями Райт, которые были пионерами авиации.

  — Махолет готов примерно на 80 процентов, я вложил в него уже порядка 50 тысяч долларов, — говорит Игорь Азарьев. — Когда мы проведем испытания, буду продавать такие аппараты по всему миру. Это обычная практика в малой авиации. Небольшие самолеты или планеры выпускают как детский конструктор — в разобранном виде. Пилоты-любители заказывают такие «конструкторы» и затем собирают их. Приглашают инспектора по малым летательным аппаратам, и если тот дает «добро», летают на свой страх и риск. Надеюсь таким образом вернуть затраченные деньги и вложить их в создание более совершенного махолета.

Джерело Факты   Автор: Игорь ОСИПЧУК