06.05.14 
√енеральный директор компании-оператора аэропорта  иев (∆ул€ны) — "ћастер-јвиа" — јлексей яковец о вли€нии политических событий на авиацию, ќткрытом небе и планах на будущее в эксклюзивном интервью порталу ÷“—.

јвиационна€ отрасль, как никто другой, ощутила на себе последстви€ водоворота политических событий в ”краине. «арубежные гости воздерживаютс€ от поездок в нашу страну, а платежеспособность наших граждан заметно упала из-за экономического кризиса и обесценивани€ национальной валюты. ¬се это в конечном счете привело к снижению спроса на воздушные перевозки и уменьшению объемов работы у аэропортов и авиакомпаний. ќ том, как собираетс€ выживать в таких непростых услови€х, ÷ентру транспортных стратегий рассказал генеральный директор компании-оператора столичного аэропорта ∆ул€ны — "ћастер-јвиа" — јлексей яковец.

 ак отразились политические событи€ на пассажиропотоке аэропорта?

«а первый квартал текущего года пассажиропоток по сравнению с аналогичным периодом 2013 года снизилс€ примерно на 10%. ј количество самолетовылетов уменьшилось на 30-35%. — точки зрени€ авиакомпании это хорошо: цифры показывают, что коммерческа€ загрузка на каждом рейсе выросла, тогда как число этих рейсов сократилось. Ћидером сегодн€ €вл€етс€ "¬изз Ёйр ”краина", на втором месте – Wizz Air Hungary, на третьем месте – "“рансаэро".

¬о втором квартале активность перевозчиков, как на регул€рных, так и на чартерных рейсах, заметно упала. Ёто обусловлено в том числе снижением платежеспособности пассажиров, которые получают зарплату в гривне, тогда как отдых в ≈вропе оцениваетс€ в евро. » если в прошлом году европейска€ валюта стоила около 10 грн, то сейчас – пор€дка 15 грн. —оответственно, покупательные возможности наших граждан снизились на 30-35%.

Ќо и это не главное. ј наиболее болезненным дл€ отрасли стало удорожание топлива. ≈сли в прошлом году тонна авиакеросина стоила 12-12,5 тыс. грн, то сейчас она достигла отметки в 18 тыс. грн. ѕоэтому авиакомпани€ не может снижать цену билета в гривне. ѕоэтому нынешний сезон будет очень т€желым дл€ всего авиационного бизнеса. — одной стороны, дорожают ресурсы, с другой стороны, зарплаты потребителей остаютс€ на прежнем уровне. ѕотому спрос на такого рода услуги будет меньше где-то на 50%.

—ледовательно авиакомпании и аэропорты должны оценивать свои ресурсы, возможности и, в первую очередь, минимизировать расходы. ѕеревозчики сокращают количество рейсов, добива€сь максимальной загрузки воздушного суда и уменьша€ количество вылетов. ј дл€ аэропорта имеет большее значение количество рейсов, поскольку это заработки от сборов и услуг. Ќо мы готовы к трудност€м. Ёто реалии жизни, которые нас не пугают. ћы будем сокращать расходы. Ќапример, сейчас множество средств уходит на отопление зданий и сооружений в зимний период. ƒл€ их обогрева мы используем газ. ¬ текущем году мы будем ставить твердотопливные установки, которые позвол€т на 50% снизить потребление газа, и начнем сжигать некондиционные остатки нефтепродуктов – масло после отработки, технический керосин, а также древесину и уголь.

 ак повли€л на де€тельность предпри€ти€ курс доллара?

≈сли посмотреть на то, сколько мы заработали, и пересчитать это по курсу доллар/гривна на сегодн€шний день, то долларова€ выручка получилась меньше, а гривнева€ – примерно на уровне прошлого года. Ќо теперь нам нужно обслуживать валютный кредит по курсу не 8 грн/долл., а 12 грн/долл. Ёто создает дополнительные трудности, так как нужно заработать больше гривни, чтобы купить у государства валюту и рассчитатьс€ по своим об€зательствам.

 орректировал ли аэропорт планы и прогнозы на 2014 год?

ћы не планировали в 2014 году столь стремительного роста в 200%, как в 2013-м. ¬ 2012 году мы отправили и прин€ли где-то 860-900 тыс. пассажиров. ¬ 2013 году эта цифра составила 1,826 тыс. – 50% на вылет, 50% на прилет. ѕо нашим расчетам, пассажиропоток должен был увеличитьс€ где-то на 15%. Ќо факт первого квартала и прогнозы на третий и четвертый дают нам информацию, что мы выйдем в этом году где-то на показатель в 1,2-1,3 млн человек. Ёто на 40-45% больше 2012 года и на 30% меньше, чем в 2013-м.

ѕассажиропоток аэропорта снизитс€ на 30% в этом году

»сход€ из этих цифр, мы пока что заморозим свою инвестиционную де€тельность. ’от€ мы планировали построить в этом году несколько ангаров под разные типы самолетов, чтобы получить полноценный FBO со всем необходимым оборудованием – сто€нками, ангарами, бизнес-центром, новым перроном и так далее. Ќо, к сожалению, сделать это сейчас нам не удастс€. » мы переносим реализацию этих планов на следующий год.

–анее ¬ы также планировали приступить к разработке проекта продлени€ взлетно-посадочной полосы в начале текущего года.

  сожалению, с полосой тоже придетс€ повременить.

 акова дальнейша€ судьба старого терминала?

–ост пассажиропотока через аэропорт и расширение географии полетов влечет за собой развитие такого бизнеса, как грузоперевозки. ¬ св€зи с этим мы уже начали обустраивать в накопител€х возле старого терминала центр по обработке грузов и почты. ќператором выступил украинско-израильский центр, который начал активно работать в 2013 году.  онечно же, у нас есть и коммерческий склад, но он был построен еще во времена ———– и расположен за территорией аэродрома. » если ранее из ∆ул€н выполн€лись только внутренние рейсы, и его расположение не имело значени€, то сейчас поток состоит из экспортных и импортных товаров, а потому склад должен об€зательно находитьс€ в режимной зоне.

ѕоэтому мы планируем, как и раньше, перепрофилировать старый терминал ¬ в грузовой комплекс с размещением на втором и третьем этаже диспетчеров и технического персонала, а в накопител€х – грузов. —ейчас он функционирует в усеченном формате. ¬ любом случае у нас будет грузопоток, и нужны помещени€ дл€ его обработки. ƒл€ этого вполне достаточно старого пассажирского терминала.

 орректировалось ли летнее расписание авиакомпаний в св€зи со сложившейс€ ситуацией?

ƒа, в частности, заметно снизилась интенсивность полетов авиакомпании "“рансаэро". ≈сли в прошлом году в пик сезона перевозчик выполн€л 35 рейсов в неделю – в ћоскву, —анкт-ѕетербург, ≈катеринбург, ”фу, - то сегодн€ они сократили их количество до 11. —ибирска€ программа и —анкт-ѕетербург отменены. ќстались лишь перелеты в ћоскву.

 омпани€ "ё“эйр-”краина" летала четыре раза в день в ƒонецк, а также св€зывала столицу с ’арьковом, Ћьвовом, Ћуганском, ќдессой. ¬ прошлом году их внутриукраинский пассажиропоток был вполне сопоставим с показател€ми лидера отрасли – "ћеждународных авиалиний ”краины". ¬ итоге из четырех частот на ƒонецк остались две, а полеты в ’арьков и Ћуганск прекращены.  Ќа линии  иев–ќдесса их пытаетс€ заменить Yanair. ѕока что непон€тна дальнейша€ судьба маршрута  иев–Ћьвов, так как на нем маленька€ загрузка.

ќживить пассажиропоток может нормализаци€ ситуации в восточном регионе. “огда  увеличитс€ частота полетов в ƒонецк, возобнов€тс€ рейсы в ’арьков и Ћуганск. ≈сли все стабилизируетс€, то, € думаю, в течение трех-четырех мес€цев пассажиропоток начнет расти.

јвиакомпани€ Air Onix прекратила полеты, однако в аэропорту находились два самолета из ее парка. ”далось ли лизингодателю их вернуть?

јвиакомпани€ Air Onix задолжала аэропорту пор€дка 700 тыс. грн. » у нас действительно сто€ли два борта – Boeing 737-400 и Boeing 737-300. Ћизингодатель прибыл в аэропорт, чтобы забрать воздушные суда из ”краины. ћы договорились о том, что подготовим их к перелету – обслужим, заправим, а владелец воздушных судов рассчитаетс€ за долги перевозчика. ¬ результате обе машины успешно вылетели из ”краины, и у Air Onix нет долгов перед аэропортом  иев (∆ул€ны).

”краина готовитс€ подписать с ≈вросоюзом договор о ≈дином авиационном пространстве.  ак ¬ы оцениваете этот шаг?

Ёто соглашение должно еще вступить в силу и полноценно заработать.   тому же дл€ роста пассажиропотока нужно убрать визовые барьеры. ’от€, с другой стороны, сейчас стоимость билета на международных и внутренних рейсах у отечественных перевозчиков примерно одинакова€. “ак почему бы не усилить конкуренцию и не допустить западные компании на внутренний рынок?

 ак в таком случае ¬ы оцениваете инициативу √осавиаслужбы снизить аэронавигационные ставки на внутренних маршрутах?

Ёто можно расценивать как попытку что-нибудь придумать и снизить затраты перевозчиков. Ќо такие меры вр€д ли существенно повли€ют на себестоимость билета. Ќапример, обслуживание рейса  иев-—имферополь в "”крэрорухе" стоило около 140 долл. Ёто не та цифра, котора€ может ощутимо снизить затраты на фоне платы за керосин и другие услуги. —амолет на этой линии сжигает 3 тонны горючего, и даже по старой цене оно обошлось бы ему в 4,5 тыс. долл.

–егул€тор также изучает вопрос предоставлени€ авиакомпани€м внутренних маршрутов "в нагрузку" к выгодным международным...

“акие меры уже принимались, когда ћинистерство транспорта возглавл€л √еоргий  ирпа. »де€ была хорошей, но реализовать ее не удалось.   тому же именно эти шаги оказались губительными дл€ аэропорта  иев (∆ул€ны), поскольку дол€ внутренних рейсов в общем балансе аэропорта Ѕорисполь в тот момент составл€ла 7%, а у нас – 97%. » после снижени€ сборов в Ѕорисполе многие компании переметнулись туда, оставив нас у разбитого корыта. » хоть замысел предполагал оживление авиационного транспорта ”краины, многим региональным аэропортам так и не удалось подн€тьс€.

»сточник ÷“—   јвтор: ћаксим јрсланов