09.09.20 

ImageЁтим летом в ’арькове прошел первый в ”краине съезд авиастроителей. “ам руководители предпри€тий говорили об отсутствии государственного протекционизма и выживании отрасли.

ќдним из идейных вдохновителей этого меропри€ти€ стал президент јссоциации «”кравиапром», председатель правлени€ јќ «‘Ёƒ» ¬иктор ѕопов.

” него корреспондент ”кринформа расспросила, сохранит ли наша страна статус авиационной державы, возродитс€ ли ’арьковский авиазавод и будем ли мы конкурировать на мировом авиарынке.

¬ ј¬»јѕ–ќћ≈ Ќ≈“ „ј—“Ќќ-√ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ѕј–“Ќ≈–—“¬ј

-  акое количество предпри€тий – частных и государственных – в украинском авиапроме? Ќа слуху, конечно, только давно известные, но не все сейчас на плаву.

- »сторически авиапром – очень сильна€ отрасль. », как ни парадоксально, за 30 лет авиационна€ промышленность сохранила самое большое количество рабочих мест – 54 тыс€чи человек зан€то. «начит, это очень гибкий сектор в экономике, живучий. ѕотому что у нас высокие технологии, специалисты.

—угубо в авиапроме – 53 предпри€ти€. ƒействительно, некоторые из них уже, объективно говор€, не жильцы, и о них надо забыть. Ќо основна€ масса – работоспособны. Ѕудут работать объектовщики – предпри€ти€, которые выпускают конечный продукт – «јнтонов», ’ј«, «ћотор —ич», будет работать вс€ отрасль в целом. ќдно рабочее место на загруженном «јнтонове» – это 10 рабочих мест на других предпри€ти€х, задействованных в изготовлении самолета.

Ќар€ду с этим по€вились маленькие частные компании – до 100 человек или даже 30-ти, которые занимаютс€ беспилотниками. »х тоже надо включать в отраслевую, кластерную политику. —амое главное, чтобы были государственные программы.

- јвиасъезд, который прошел в два этапа в ’арькове, поможет запустить ’ј«?

- ћы, это самые активные участники аэроспейс-отрасли, съезд готовили год. ≈сли в €нваре никто и не думал о министерстве (стратегической промышленности – ред.), то летом оно было создано. Ёто все наша активность. ћеропри€ти€, встречи – в обладминистрации, в  абмине, ќфисе президента, ћинэкономики – по три круга ведь прошли. » € считаю, что нас наконец-то услышали.

ћой «рецепт» дл€ ’ј«а – завод «лежит», что там говорить – это частно-государственное партнерство. «ћотор —ич» в свое врем€ предлагала концессию. Ќо вместо этого в ”краину зовут каких-то проходимцев.

- Ёто вы об американском инвесторе дл€ авиазавода, которого нашел ”кроборонпром в 2017 году, и о за€вленных 150 млн долларов инвестиций?

- ќт Oriole Capital Group авиазавод не получил ни копейки. Ёто международные финансовые авантюристы. —мысл этого кабального договора был каким? ћы, возможно, так и было написано, инвестируем 150 млн, но вы в течение трех лет ни с кем больше не имейте никаких дел. » полностью прекратились переговоры с канадскими партнерами по поводу модернизации јн-74. Ќачалось медленное умирание. я считаю, что была единственна€ цель – убить завод, и все распродать. ¬от это шепталось: така€ территори€, практически центр города, да тут такое можно построить…

- —читаете, земл€ под заводом была первоочередной целью?

- ƒл€ этих «инвесторов» – да. я глубоко в этом убежден.

- Ќа авиасъезде однозначно прозвучало, в том числе и от главы министерства стратегических отраслей ќлега ”руского, что ’ј« не должен стать агрегатным предпри€тием.  акие конкретные шаги, на ваш взгл€д, сейчас необходимы, чтобы возродить производство самолетов?

- Ќужно искать внутреннего инвестора, или внешнего, но об€зательно профильного. — зарубежными будет трудно договоритьс€, учитыва€ нашу экономическую ситуацию, судебную практику в вопросах защиты бизнеса, войну. ”краинским инвестором, как € уже сказал, может выступить «ћотор —ич». Ќо надо реструктуризировать или списать долги: 2 млрд – это большие деньги. ќпыт такой есть. Ёто сделали по ƒѕ «јнтонов» в прошлом году и по «ёжмашу» – в этом. “о есть государство может сделать такой шаг.  онцесси€ – второй шаг.

- ѕремьер-министр ƒенис Ўмыгаль после совещани€ на ’ј«е 13 августа, отвеча€ на мой вопрос о концессии, сказал, что такой вариант не рассматриваетс€.

- «акону о концессии почти 10 лет. Ќо если вы зайдете в реестр, увидите, что там нет ни одного машиностроительного предпри€ти€. √аз, нефть, энергетика, в том году добавились еще и порты. » всюду иностранные инвесторы.

Ќадо сегодн€ начинать уже государственно-частное партнерство в сфере машиностроени€. я же не говорю тотально. ’от€ бы какие-то пилотные проекты.

- — этими первыми двум€ шагами пон€тно. ј дальше?

- ¬нутренний заказ. ≈сли украинские самолеты не летают у нас в стране – никто их у нас не купит! Ќикто их не сертифицирует. √—„—, ћинобороны, Ќацгварди€ – сегодн€ надо сформировать заказ, и государство должно его профинансировать.

”краина со своей линейкой продукции может завоевать кусочек мирового рынка. ѕочему? –аньше пассажирские перевозки строились как hub to hub (между узловыми, крупными пересадочными аэропортами). Ќо идеологи€ мен€етс€. » пандеми€ тоже этому способствует. —ейчас речь идет о перелетах point to point (от точки к точке). Ќапример, ’арьков – ’ерсон, ’арьков – ќдесса, «апорожье – Ѕерд€нск и так далее.

— јн-140 (52 места), јн-158 (98 мест) мы можем зан€ть нишу, выпуска€ самолеты дл€ межрегиональных перелетов внутри стран. “акже огромна€ перспектива есть у грузовых самолетов ƒѕ «јнтонов». ≈сли в пассажирских перевозках мен€етс€ логистика, то объем транспортных перевозок непрерывно растет – начина€ с использовани€ дронов, которые, например, доставл€ют посылки, заканчива€ самолетами с большой грузоподъемностью.  райне важно не упустить сейчас момент, дать толчок нашему авиапрому.

- ’ј« может пр€мо сейчас возобновить производство?

- ƒа. ÷ена вопроса – всего лишь 400 млн – не долларов, а гривен. ≈сли будет покупатель, те же наши силовые ведомства, и пр€мо сегодн€ решаетс€ вопрос, а завтра предпри€тие начинает, то два јн-140 завод доделает до Ќового года. ј дальше уже начнет наращивать мышцы. ƒостраиваем горемычный самолет дл€  азахстана (јн-74“-200 должны были закончить еще осенью 2015 года, по решению суда ’ј« об€зан или вернуть авансовый платеж в размере 15 млн долларов, или завершить строительство – авт.). ј дальше – внутренний заказ 2021 года.

- ј украинское вертолетостроение имеет перспективы?

- я считаю, что «ћотор —ич» провел колоссальную работу, начав с малого – ремонтов, и пришел к модернизации. ¬ вертолетах семейства ћи – и новые двигатели, и новые редукторы, и новые лопасти. Ёто другой аппарат! ¬ертолет поднималс€ на 6 км, периодически подвиса€ в воздухе. ј с модернизированным двигателем – на высоту 9 тыс. 150 м подн€лс€ без остановки за 29 минут! Ѕолее того. Ќовые двигатели, к которым «‘Ёƒ» системы управлени€ делает, построены так, что при наборе высоты мощность возрастает и, доход€ до определенной высоты, не падает. ѕредставл€ете, какой потенциал эксплуатации в жарких странах! ¬от сейчас, практически на наших глазах, произошло зарождение украинского вертолетостроени€. Ѕезусловно, государство должно бы помочь. ј ”краина закупила на полмиллиарда французские вертолеты. ј если бы эти деньги вложили в своего производител€? Ёто был бы сумасшедший толчок. Ќо имеем, что имеем: в бюджете этого и следующего года у нас выплата по кредиту на их покупку и «ноль» финансировани€ собственного авиапрома.

ƒ¬ј «‘≈ƒј» ѕќ —ќ—≈ƒ—“¬” – „ј—“Ќџ… » √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ…

- ѕрезидент ¬ладимир «еленский поставил задачу создание национального авиаперевозчика.  ак это сделать?

- Ќадо начинать с желани€. ƒействительно захотеть это сделать.

¬от пример. ¬ 2023 году исполн€етс€ 100 лет со дн€ провозглашени€ “урецкой –еспублики. јтатюрк завещал, чтобы страна через столетие стала авиационной державой. —абиха √екчен (тур. Gök — небо, фамили€ которую дал јтатюрк, – авт.) – одна из его восьми приемных дочерей стала первой в “урции женщиной-пилотом и первой турчанкой — военным пилотом-истребителем. » сейчас они из кожи вон лезут, чтобы через 2 года взлетел первый турецкий самолет.

- » взлетит?

- 100%. я к чему веду? ¬ол€ должна быть! ј у нас воли нет! ќни вообще ничего не имеют: ни профильных вузов, ни разработчиков, ни производителей. ј у нас все это есть, и мы не строим самолеты.

- “урецкие самолеты будут с харьковской начинкой от «‘Ёƒа»?

- ћы за это боремс€, за участие в построении двигателей.

- ¬ конце августа вы в составе украинской делегации во главе с ќлегом ”руским были в “урции. ќ чем договорились, в частности, дл€ своего предпри€ти€ с турецкими компани€ми?

- 28 августа € от «”кравиапрома» подписал ћеморандум о сотрудничестве с турецкой ассоциацией оборонных авиационных и космических предпри€тий SAHA Istanbul Defence & Aerospace Cluster. ƒокумент предусматривает развитие отношений между странами в авиакосмической отрасли, в частности, в образовании, вопросах взаимодействи€ между исследовательскими центрами и университетами, подготовку профессиональных кадров, проведение совместных исследовательских проектов, и в целом реализацию разных программ, представл€ющих взаимный интерес.

Ёто ведь в обывательском представлении “урци€ – отдых у мор€, фрукты и кожанки. ј эта страна, в последние годы особенно, развивает все машиностроительные отрасли. ќни имеют уже два собственных спутника и готов€т к запуску третий. » планы у них огромные по аэроспейсу. “о есть, пока мы деградировали, снижали объемы производства, “урци€ приобретала компетенции. Ѕезусловно, эта страна – новый рынок дл€ нас, где востребован наш опыт и достижени€. Ќеобходима системна€ работа по сотрудничеству стран. » как раз поездка вице-премьера ”руского на это была направлена.

- Ѕренд FED известен по всему миру. Ќе могу не спросить: как успешна€ частна€ компани€ сосуществует и взаимодействует с государственным заводом «‘Ёƒ»?

- я не буду углубл€тьс€ в то, почему сегодн€ три подразделени€ существуют на одной площадке, а раньше было одно – ’арьковское научно-производственное объединение. ¬ силу трансформаций в нашей экономике на прот€жении 30 лет, сейчас у нас такое положение. — одной стороны, € сожалею, что единый комплекс разделен, с другой – понимаю, что не было единой экономической политики, а были шатани€ из стороны в сторону, приватизаци€ или не приватизаци€, а надо было идти вперед, развиватьс€. ёридически, € подчеркну, именно јќ «‘Ёƒ» €вл€етс€ правопреемником ’арьковского научно-производственного объединени€ «‘Ёƒ».

¬ целом скажу так: нужно создавать такие организации, которые востребованы на рынке и могут конкурировать. ¬от и была задача – сделать конкурентную фирму, котора€ не будет отставать от динамично измен€ющихс€ стандартов, потому что нам надо интегрироватьс€ в мировую авиационную промышленность. ¬ последние годы мы работаем именно на то, чтобы продукци€, квалификаци€ сотрудников отвечали всем требованием мировых стандартов.

„то касаетс€ взаимодействи€ с государственным предпри€тием, FED действительно известен как бренд, и его надо поддерживать. ѕрактически вс€ продукци€ производитс€ трем€ структурами – √ѕ «’арьковский машиностроительный завод «‘Ёƒ», государственным конструкторским бюро и собственно јќ «‘Ёƒ». Ќо пришла пора, когда совместное производство уже, так скажем, подпираетс€ этой кооперацией. “ри юридических лица – что это такое? “ри бухгалтерии, три отдела сбыта, три отдела снабжени€. Ёто влечет большие накладные расходы, а они вли€ют на конечную цену продукта, котора€ становитс€ неконкурентоспособной.

-  акой же выход? ¬ы бы сейчас купили √ѕ, если бы разрешило правительство его приватизацию?

- ¬ыход, конечно же, в трансформации экономики. Ќеобходимо продолжать экономические реформы, которые последние 6 лет просто сто€т. » надо двигатьс€ по пути, которым идет весь мир. Ёто совершенствование экономических инструментов внутри государства. Ќадо изучать мировой опыт. ¬от, пожалуйста, книги современных зарубежных экономистов. Ќапример, Ћи  уан ё (первый премьер-министр –еспублики —ингапур, один из создателей сингапурского «экономического чуда», – авт.), который анализирует переходную экономику своей страны и  ита€: « ак сделать так, чтобы у рул€ госкомпании встали правильные люди, обладающие необходимыми деловыми навыками и качествами? –аздать эти должности своим друзь€м и товарищам по партии – это не выход. Ћучший сценарий – создать услови€ дл€ того, чтобы средние предприниматели могли вырастить свои компании в крупный бизнес, а затем позволить этим крупным частным компани€м выкупить госкомпании». јнгличанин ƒжо —тадвелл (писатель, журналист, эксперт по экономическим вопросам в странах ¬остока, – авт.) говорит: «…–ецепт успеха прост, как дважды два – четыре. Ёто семейное фермерство, экспортно-ориентированна€ промышленность и строго контролируемые финансы».

- Ётими цитатами вы свидетельствуете о некомпетентности смен€ющихс€ с властью директоров и доведении √ѕ до нищенского состо€ни€.

- —егодн€, как никогда за последние годы, у нас про€вл€етс€ антибренд руководител€ – это непрофессионализм. ¬ообще, така€ категори€ как «профессионал» – ушла в небытие. ѕриход€т люди, которые, порой, не имеют даже высшего образовани€. ≈сли € на одном предпри€тии в разных должност€х отработал больше 40 лет, разве € могу сделать неправильный шаг? ƒа у мен€ уже внутренний алгоритм действий такого не допустит.

” нас в конкурентоспособной компании «синих воротничков» – 52%, а «белых» – 48%, то есть рабочих, которые создают конкретный продукт, больше, чем всех остальных. Ќа государственных предпри€ти€х наоборот. “акие предпри€ти€ нежизнеспособны.

- ѕовторюсь: так купили бы завод, если бы дали добро?

- ” мен€ было конкретное предложение к «”кроборонпрому», начина€ с 2011 года: отдайте мне эту площадку в концессию.  атегорическое: «Ќет». я считаю это непрофессионализмом руководителей концерна, с одной стороны, с другой, √ѕ, концерн – это вечна€ истори€ о коррупции.

 ак и ’ј«, «‘Ёƒ» может подн€ть на достойный уровень государственно-частное партнерство с внутренним инвестором.

»ќЌЌќ-ѕЋј«ћ≈ЌЌџ… ƒ¬»√ј“≈Ћ№ ƒЋя ћј— ј

- ¬ы неоднократно в комментари€х —ћ» говорили, что уже 80-90% продукции FED идет на экспорт. — какими странами сейчас активнее всего сотрудничаете?

- —начала отмечу, что мы живем во врем€, когда по€вл€ютс€ и развиваютс€ новые рынки, св€занные с авиапромом и космосом. ¬се страны это четко понимают. ѕотому что речь и об обороне, и вооружении, и коммуникаци€х, и исследовани€х, и т.д. Ќаша компани€ активно участвует в зарубежных программах. ƒл€ ёжной  ореи поставили систему управлени€ летательным космическим аппаратом. » ожидаем, что скоро будет продолжение этого космического проекта. “акже у них есть программа по созданию своего истребител€, и мы тоже участвуем в ней. ѕодписали контракт на разработку и изготовление системы управлени€ авиационным двигателем.

«а последние три года мы вышли на европейский рынок – с новыми издели€ми именно дл€ них. ”же укомплектовали два спутника дл€ ≈вропейского космического агентства.

- „то именно делали?

- »зготовили основную часть новой системы охлаждени€. ћощности спутников растут, и требуютс€ новые решени€. » вот за 4 года мы вместе с учеными «’ј»» (Ќациональный аэрокосмический университет им. ∆уковского «’арьковский авиационный институт», – авт.) разработали совершенно новую систему охлаждени€ дл€ самого большого спутника, который ≈вропа изготавливает по заказу американской компании SES (владеет 45% телекоммуникационных спутников, – авт.). —путник уже смонтирован и сейчас тестируетс€, скоро его перебазируют на стартовую площадку, где ведетс€ монтаж ракеты. Ќа конец €нвар€ запланировано выведение на орбиту. “ак что мы ждем, когда јќ «‘Ёƒ» будет в космосе. Ёто большой шаг. ¬о-первых, потому что мы – украинские наука и фирма – показали, что наш потенциал в области фундаментальных наук и производство конкурентоспособны. ѕредставл€ете – если американцы и европейцы пришли к нам, в страну, где идет война, то это они сделали от безнадеги, потому что у них такого нет, они такого не создали. ј мы смогли. » сейчас мы уже участвуем в европейском тендере на изготовление 34 спутников. ј вообще наша задача – добратьс€ до »лона ћаска, начать работу с его компанией. », думаю, у нас получитс€.

- јмбициозна€ планка даже дл€ уже такой успешной компании.

- Ѕудут строить лунную деревню, будут использовать эту нашу систему охлаждени€, потому что она подходит не только дл€ спутников.

¬торое. ћаск предлагает лететь на ћарс, но только в одну сторону. ѕотому что сегодн€ нужны другие двигатели – не жидкостные и твердотопливные. »онно-плазменные. » мы вместе с «’ј»» разработали такой двигатель и испытываем сейчас. “акие двигатели будут нужны не только дл€ перелетов. ¬от представьте себе: маленький космический «трактор», который убирает мусор на околоземной орбите. “акже нужны аппараты, на которых можно чинить спутники. ќп, с орбиты на орбиту. «ѕодъехал», «подлечил» – и все ок!  ак с электричеством: включил – выключил двигатель, с жидкостным это невозможно.

я хочу отметить, что ”краине надо продвигать кластеры или ассоциации и, соответственно, их совместный продукт. “ак работает весь мир.   таким объединени€м есть доверие. ѕочему? ѕотому что, например, сегодн€шние авиационные продукты требуют разносторонних знаний, и одно предпри€тие не может иметь научные и производственные компетенции на 100%. ѕоэтому, когда € говорю, что наш харьковский кластер «ћехатроника» разработал инновационную систему управлени€ двигател€ми, это за рубежом звучит понимаемо. ј когда мы говорим, что «‘Ёƒ» разработал систему управлени€, можно услышать и скепсис, мол, а не привираете ли вы немножко? ƒа, мы интегральное предпри€тие, которое может правильно наладить работу.

- 30 июл€ в ’арькове был глава ¬ерховной –ады, в том числе и на ‘Ёƒе. ƒмитрию –азумкову вы передали какой-то проект закона.

- ћы с Ќациональной юридической академией разработали еще в 2014 году закон о зонах приоритетного развити€ дл€ высокотехнологичных отраслей. ћы доработаем, обновим этот документ с нашими харьковскими депутатами. Ќо ключевые вещи в нем не помен€ютс€. Ёто преференции дл€ работодателей, прежде всего они заключаютс€ в едином налоге. ¬торое – особые правила дл€ банков, которые будут кредитовать предпри€ти€ не под 16-20% процентов и не будут находитьс€ под давлением Ќацбанка. » третье – социальные гарантии дл€ работников. ѕозволить в зоне приоритетного развити€ работать иностранным страховым компани€м, и пусть украинские с ними конкурируют, а наши работники не будут получать нищенскую пенсию.

¬ ѕольше больше сотни зон приоритетного развити€, в —ловакии – два дес€тка. Ќадо пробовать и нам.

», повторюсь, нужны государственные программы. —ейчас мы боремс€ за то, чтобы в бюджете 2021 года хоть что-то заложили на приобретение украинского продукта и разработку новых инновационных продуктов.

—ѕ–ј¬ќ„Ќќ

FED берет свое начало от основанного в 1927 году одноименного ’арьковского машиностроительного завода «‘Ёƒ», который несколько раз за свою историю реорганизовывалс€.

—ейчас компани€ FED – одно из ведущих предпри€тий ”краины, специализирующеес€ на разработке, производстве, сервисном обслуживании и ремонте агрегатов авиационного, космического и общемашиностроительного назначени€. —истемы управлени€ полетом производства компании FED имеют ключевое значение дл€ организации безопасности самолетов и вертолетов. ќколо 90% производимой продукции экспортируетс€.  омпани€ работает на рынке  ита€, ёжной  ореи,  анады, “урции, стран ≈вропы.

¬ 2019 году средн€€ заработна€ плата на предпри€тии составл€ла 22 тыс. грн. ѕри этом валовый продукт компании на одного работника, включа€ руководство и техперсонал, составил 41 тыс. долл.

»сточник ukrinform