18.04.08 

Секрет-сервис

Владелец компании по строительству пилотажных самолетов «Секрет-Сервис» Андрей Гнашук рассказал, как стать частным пилотом и сколько это стоит.

Андрей, на какую сумму нужно рассчитывать при заказе самолета?

Все очень индивидуально. Многое зависит от типа двигателя, комплектации. Цена может колебаться от 30 до 70 тысяч долларов. Для сравнения, пилотажные самолеты 70-х годов в Украине можно купить за 60-120 тысяч долларов. Но они уже, как правило, отработали свой ресурс и требуют капитального ремонта.

А кто ваши заказчики и много ли их?

Сейчас у нас пять клиентов из России стоят в очереди на двухместные аэропланы. Кировоградская государственная летная академия Украины готова заказать партию из 20 воздушных суден. Думаю, за два года сможем  удовлетворить спрос.

Сколько времени требуется на изготовление одного пилотажного самолета?

От одного года до трех лет. При хорошей оснастке и квалифицированной команде за месяц можно делать пять-десять самолетов. Если с первым проблем не возникает, то с грамотными специалистами тяжелее. Их трудно отыскать даже на зарплату в полторы тысячи долларов. Например, авиационному заводу «Авиант» недавно поступил срочный заказ на 5 самолетов. Так они обратились за помощью даже к тем клепальщикам, которые вышли на пенсию. Больше работать некому.

Сколько в Украине предприятий, специализирующихся на авиастроении?

Самый крупный производитель в Херсоне — он  выпускает серийно-пластиковый моноплан СТ. За месяц фирма делает около 30-40 самолетов. Киевский «Аэропракт» ежемесячно производит 5-10 летательных аппаратов. Здесь же в Киеве  компания «Аэрос» делает самолеты «Скайренжер», дельтапланы. Фирма «Скаэтон» занимается созданием машин «Свифт». Авиастроительство существует в Харькове, Николаеве, Днепропетровске, где выпускают самолеты «НАРП», «Бекас» и др.

После того как самолет построен и стал собственностью,  что нужно сделать владельцу, чтобы начать на нем летать?

Во-первых, необходимо зарегистрировать самолет, получить разрешение на облет и радиостанцию авиационного диапазона. Если самолет будет использоваться в коммерческих целях, выдается специальный сертификат (так называемый «сертификат типа»). Сертификация — продолжительный и дорогостоящий процесс, обходится примерно в 50 тысяч долларов. Во время испытаний машину нагружают до эксплуатационных перегрузок.

А если речь идет о пилотировании для собственного удовольствия?

 В этом случае процедура упрощается. Самолет предъявляется в департамент авиационного транспорта как самоделка для регистрации в категории «Специальная». Инспектор проверяет правильность сборки, аэроплан испытывает летчик-испытатель, машина заносится в государственный реестр. Срок сертификации зависит от коммуникабельности владельца: можно растянуть и до полугода, а можно справиться за месяц.

В какую сумму обойдется оформление машины?

На регистрацию понадобятся сущие копейки. Испытать самолет можно самостоятельно, если уже есть лицензия частного пилота. Но лучше пригласить летчика-испытателя. В принципе, авиаторы — народ авантюрный и могут проверить самолет бесплатно. В среднем же за день работы они берут около 200 долларов. А вообще за такую работу платят в зависимости от состоятельности заказчика и сложности работы.

Сколько в Украине частных пилотов?

В стране примерно 25 авиационных клубов. В каждом 10-15 человек, которые могут летать. Так что получается не больше 400 авиаторов. Это очень мало.

Кто входит в их число?

Их условно можно разделить на  «химиков» — пилотов, на самолетах которых установлены приспособления для химического орошения полей. Они договариваются с фермерами или председателями сельских хозяйств и опыляют поля химикатами. Их летательные аппараты можно назвать «табуретками с мотором». О безопасности полетов такого судна говорить не приходится. Зато за сезон они окупают его стоимость, получая чистой прибыли до 25 тысяч долларов. Есть спортсмены, летающие на экстремально-пилотажных самолетах типа американского «Экстра» или Як-52, Су-29. Цена аэропланов может доходить до миллиона долларов. Есть пилоты, использующие свои самолеты для перелетов, связанных с их бизнесом. Есть авиаторы-туристы: каждые субботу и воскресенье — в воздухе. Они принимают участие в авиапробегах, выставках и летают просто для души. Есть любители покопаться в самолетной технике.

 С какими проблемами сталкиваются частные авиаторы?

Это и отсутствие аэродромов, и заламывание баснословных цен за их аренду. Кроме того, нежелание Общества содействия обороне Украины (ОСОУ, бывшее ДОСААФ. — «ДЕЛО») идти на уступки. А именно ОСОУ принадлежит много аэродромов. Объясняется такое недружелюбие потерей права влиять на пилотов. Сейчас появились «частники», которые летают независимо от того, получено разрешение ОСОУ или нет. Им не надо, как было раньше, идти в Общество на поклон за регистрацией, за прошением о летпригодности. А все это стоило денег. И немалых.

Как часто в частной авиации случаются авиакатастрофы?

Реже, чем в гражданской. Все зависит от человеческого фактора. За последний год разбился только один самолет А-24 под Киевом. Погибли три человека.

Инфо. в $30-70 тыс. обойдется строительство пилотажного самолета. Хотя цена может доходить и  до $1 млн.

Дмитрий Орлов, «Дело»

Джерело Дело