25.02.10 

В Харькове воссоздают "Фарман"Уникальный самолет «Фарман», на котором известный пионер-авиатор Михаил Ефремов ровно 100 лет назад совершил первый в Российской империи публичный полет, воссоздают в Национальном аэрокосмическом университете «ХАИ».

Раньше такие самолеты поднимали в небо для забавы, с людей же брали деньги за зрелища, а во время первой мировой войны Фарманы были отменными разведчиками и корректировщиками артобстрела. Но, как оказалось до наших дней ни один из самолетов, которые впервые поднялись в небо, не сохранился.

Собирать деревянный самолет в студенческом конструкторском бюро ХАИ начали по заказу Одесского авиаклуба. В этом году, одесситы планируют отметить юбилейную дату для этого и заказали раритетный самолет. Все детали, как и в оригинале, делают вручную. «Фарманпо тем временам был совершенным самолетом, мы же его усовершенствовали, чтоб он был боле подвижным и летал быстрее. В результате в конструкции появились металлические узлы, крепления и детали, а двигатель поставим от «Мазды» в 120 лошадиный сил. Можно было бы воспроизвести и аутентичный мотор, который позволял аппаруту лететь со скоростью 65 км в час, но на это потребуется много времени», - рассказывает руководитель бюро Геннадий Хмыз.

Спустя 100 лет «Фарман» разовьет скорость 85 км. Кабина пилота далека от современных представлений: над головой никакого навеса, для управления пара рычагов и две педали, чтоб поворачивать самолет. Правда конструкторы хотят установить маленькую приборную доску, чтоб пилот мог определить скорость, с которой летит и количество топлива в баке. За сиденьем водителя небольшая деревянная скамейка для двух пассажиров. Шасси тоже осовременили - поставили 4 колеса от горного велосипеда.

Самым сложным для конструкторов оказалась сборка самолета: нужно дерево без сучка и задоринки. «Мы выбирали сосновые брусья, чтоб волокна были мелкими и шли вдоль планок», - говорит Геннадий Хмыз. Каркас самолета уже готов, осталось обтянуть его тканью и покрыть водоотталкивающими растворами. Испытания летательного аппарата начнутся уже весной. Взмыть в небо из бокса на территории ХАИ «Фарман» не сможет: самолет прежде разберут и по частям вынесут на улицу. Взлетная полоса ему не нужна, хватит 70 метров, чтоб набрать скорость и взмыть в небо и совершить перелет до Одессы. Дальше, по замыслу заказчиков, самолет будет летать от Южной Пальмиры до Киева, но в пути придется пробыть почти 6 часов.

АКТЕРЫ В КИНО
Конструкторам есть чем похвастаться: из студенческого бюро вышло немало раритетов. Лайнер М-9 заказывали киношники специально для фильма о юности Сергея Королева «Разбег». Французский «Ньюпор-4» восстанавливали для «Джокера», сейчас он — часть антуража в ресторане Антона Табакова — сына известного актера.

Фото - Л.Полишко

Источник Сегодня   Автор: Лина Полишко