11.08.11 
Государственное предприятие (ГП) "Антонов" совместно с российскими партнерами реализует ряд важных проектов по созданию и модернизации самолетов "Ан". Об этом в эксклюзивном интервью журналу "АвиаСоюз" рассказывает Президент - Генеральный конструктор ГП "Антонов" Дмитрий Семенович Кива.

"АС": Дмитрий Семенович, какие самолеты в этом году "Антонов" представит на авиасалоне МАКС?

Д.С.: Прежде всего, хочу отметить, что ГП "Антонов" является постоянным участником авиационно-космических салонов в Москве. И это не случайно. Ведь именно в России находятся наши основные партнеры по многим программам, а российские эксплуатанты авиационной техники являются нашими основными заказчиками. В этом году мы впервые представляем в Москве новый региональный реактивный самолет Ан-158. В зависимости от компоновки салона он может перевозить от 86 до 99 пассажиров.

Самолет сертифицирован, он соответствует современным и большинству перспективных норм по экологичности, в том числе по уровню шума и выброса вредных веществ в атмосферу. Завершив программу сертификационных испытаний, мы приступили к испытаниям Ан-158 по расширению условий эксплуатации. В феврале 2011 г. Ан-158 выполнил 16 полетов в Иране, доказав, что он способен базироваться на аэродромах, расположенных на высоте 2200 м над уровнем моря. Впереди - испытания в странах Латинской Америки на аэродромах, расположенных на 4000 м над уровнем моря. Это связано с заинтересованностью авиакомпаний стран региона в использовании Ан-158.

Кроме Ан-158, другими фирмами на МАКСе будут представлены самолеты: Ан-148, Ан-140, Ан-124-100.

"АС": Ан-158 является практически удлиненной версией Ан-148…

Д.К.: Да. Он продолжает линейку Ан-148-х, которые мы предлагаем в трех различных базовых вариантах - "А", "В" и "Е". Между собой они, в основном, отличаются дальностью полета. В настоящее время 10 таких машин находятся в эксплуатации, в том числе: 2 - в авиакомпании "АэроСвит" (Украина) и 6 - в авиакомпании "Россия" (РФ). Хочу поблагодарить коллективы этих авиакомпаний за работу по освоению Ан-148 в эксплуатации. Работая в тесном контакте, мы сумели устранить главные недочеты самолета, которые проявились на ранних этапах регулярных полетов. Сегодня налет одного самолета достигает 286 часов в месяц. Ан-148 освоили 50 внутренних и международных маршрутов. При этом география их полетов постоянно расширяется. Первые Ан-148 переданы украинской авиакомпании "МАУ" и российской "Полет". Мы уверены, что Ан-158 станет достойным дополнением Ан-148 в парках авиакомпаний. Ведь эксплуатантам выгодно использовать именно семейство самолетов.

Спрос на эти машины есть, причем достаточно высокий. До настоящего времени получены заказы на 120 таких самолетов, маркетинговый прогноз до 2024 г. - 300 машин. Сегодня наша главная задача - наладить достаточный темп серийного выпуска этих самолетов и их послепродажное обслуживание. С 2020 г. на "Серийном заводе "Антонов" и в ОАО "ВАСО" мы планируем выпускать 48 самолетов семейства. Для обучения пилотов мы создали и сертифицировали комплексный тренажер, позволяющий имитировать и, соответственно, отрабатывать все ситуации, которые происходят на всех этапах полета.

"АС": К сказанному Вами об Ан-158 хотел бы добавить и об успешном, на мой взгляд, дебюте этого самолета на прошедшем недавно авиасалоне в Ле Бурже в Париже. Там также был подписан твердый контракт между ГП "Антонов" и лизинговой компанией "ИФК" на поставку десяти этих машин.

Вернемся к другим антоновским проектам. Учитывая возросший интерес к турбовинтовым самолетам, а также необходимость постепенной замены парка Ан-24, расскажите, пожалуйста, как развивается программа Ан-140.

Д.К.: Этот самолет, действительно, создавался для замены Ан-24. Он максимально приближен по своим параметрам, оборудованию к Ан-24, который прекрасно зарекомендовал себя в эксплуатации в течение полувека. Достаточно сказать, что с 1962г. он был основным самолетом региональных линий не только бывшего СССР, но и других стран. Ан-140 превосходит предшественника по ряду характеристик. В частности, он обладает большей скоростью и дальностью полета, повышенной экономичностью, снижением уровня шума, более высоким уровнем комфорта, а главное - уменьшенным (в 1,7 раз) расходом топлива на пасс*км. Сейчас мы работаем над улучшением экономических показателей и повышением ресурсов самолета и его комплектующих изделий.

В настоящее время Ан-140 хорошо показывает себя в суровых условиях Якутии. В одноименной авиакомпании работают 4 таких самолета. Они летают при низких температурах наружного воздуха - до -55оС и базируются на грунтовых ВПП, включая галечные, которых в Якутии большинство. В таких условиях трудно работать зарубежным турбовинтовым региональным самолетам, созданным ATR, Bombardier, SAAB. Зачастую Ан-140 являются единственным средством связи между отдаленными районами и столицей Республики.

Решение о закупке десяти региональных самолетов Ан-140 приняло Министерство обороны России. Серийное производство самолетов в России развернуто на самарском заводе "Авиакор". Программа Ан-140, как и Ан-148, включена в перечень проектов, реализуемых совместным предприятием "ОАК-Антонов". Оно было учреждено в октябре прошлого года для координации деятельности предприятий концерна "АНТОНОВ" и ОАК в направлениях закупки комплектующих, производства, маркетинга и продаж, а также послепродажного обслуживания совместной продукции и создания новых модификаций самолетов "Антонов". Помимо вышеназванных программ, СП работает над дальнейшим развитием военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70, возобновлением производства новых вариантов транспортного Ан-124-100 "Руслан".

"АС": Дмитрий Семенович, давайте поговорим о транспортных самолетах - второй из главнейших ниш деятельности "Антонова". Как идет сегодня взаимодействие с Россией по программе Ан-70?

Д.К.: Как известно, два года назад, в Москве на межправительственном уровне был подписан Протокол, в соответствии с которым мы возобновили совместные работы по завершению НИОКР по самолету Ан-70. Было принято решение распределить дальнейшие расходы в соотношении 50:50. Российская сторона выполняет свои обязательства. Гособоронзаказ РФ предусматривает закупку 60 самолетов. Эксплуатация Ан-70 позволит существенно повысить мобильность российских вооруженных сил. В настоящее время мы завершаем работы по модернизации опытного самолета. На "Серийном заводе "Антонов" в производстве находятся первые два серийных образца в новой конфигурации "электронного борта" по заказу Министерства обороны Украины. ОАК в декабре 2010 г. определила ульяновский "Авиастар" для сборки Ан-70. Однако сейчас это решение пересматривается новым руководством ОАК. И пока не будет принято окончательное решение о серийном заводе-производителе в России, программа освоения производства этого нужного для России самолета будет буксовать.

"АС": А как развивается проект перспективного транспортного самолета Ан-178?

Д.К.: Этот проект находится в разработке. Ан-178 сможет заменить Ан-12. Новая машина будет перевозить до 18 т груза и работать на тех же аэродромах, что и Ан-12, в том числе на грунтовых ВПП. По основным характеристикам и транспортным возможностям он превосходит Ан-12. По сравнению с предшественником Ан-178 будет иметь большую по габаритам, в том числе по высоте, полностью герметичную грузовую кабину, где могут перевозиться морские контейнеры и контейнеры IATA; два реактивных двигателя вместо четырех турбовинтовых; большие (на 225 км/ч) максимальную крейсерскую скорость и дальность полета (на 800 км) с грузом 10 т. Практический потолок Ан-178 - на 3000 м выше. В целом он будет обладать существенно лучшими экономическими показателями.

"АС": Над чем еще работает сегодня ГП "Антонов"?

Д.К.: Наша деятельность в настоящее время связана как с перспективными проектами, так и с программами модернизации находящихся в эксплуатации самолетов "Ан". В частности, идет работа по проектам самолета с повышенной комфортностью Ан-168VIP и морского патруля Ан-168МП, а также транспортной версии Ан-140.

Продолжается сотрудничество с партнерами из Китая, Ирана, Индии, других стран Азии, а также Латинской Америки и Европы. Например, мы успешно реализуем программу по модернизации парка самолетов Ан-32 ВВС Индии. Уверен, что эта работа станет примером и для других стран-эксплуатантов самолета, среди которых Шри-Ланка, Колумбия, Перу, Мексика, Афганистан, страны Африки.

В заключение хотел бы поблагодарить редакцию и читателей журнала "АвиаСоюз" за постоянное внимание к работе ГП "Антонов" и пожелать всего самого наилучшего!

"АС": Дмитрий Семенович, спасибо за интересное интервью. Желаю Вам и коллективу ГП "Антонов" успехов в создании и продвижении на рынок новых самолетов "Ан"!

Источник Журнал «АвиаСоюз»   Автор: Илья Вайсберг