17.09.12 
ImageХарьковскому государственному авиационному производственному предприятию исполняется 86 лет.

Прошедшие годы – это годы упорного труда и достойного вклада в достижения отечественного самолетостроения. Однако почивать на заслуженных лаврах одному из старейших авиастроительных предприятий на постсоветском пространстве не приходится. И все же на авиазаводе уверены, что как это уже было в прошлом после Второй мировой войны, предприятие обязательно поднимется, чтобы как всегда быть на передовой авиастроения.

Сегодня авиазавод снова поднимает в небо и передает заказчикам новые самолеты. Активно представляет свою продукцию в разных странах и ведет переговоры о заключении новых контрактов.

– Как бы ни было тяжело, мы делаем все возможное и невозможное, чтобы выйти из нынешнего непростого положения, чтобы, не стыдясь, смотреть в глаза нашим ветеранам, чтобы, как и в прежние годы, гордо говорить: мы – харьковские самолетостроители! – убежден генеральный директор ХГАПП Анатолий Мялица. – Для выполнения увеличивающихся объемов работ нам нужны и токари, и фрезеровщики, и рабочие многих других профессий. Мы должны принять и обучить людей, в каждом цехе проявить заботу о новых работниках, помогать начинающим, чтобы они учились и становились квалифицированным работником.

Действительно, невозможно даже представить, что харьковский авиазавод вдруг прекратит существование. И хотя такие разговоры до сих пор не утихают (мол, можно покупать самолеты за границей), на предприятии не сомневаются, что и далее, как все предыдущие 86 лет, здесь будут строить современные самолеты и гордиться своим предприятием, своим трудом и своей продукцией, которая по многим параметрам превосходит зарубежные аналоги и является востребованной на международном авиарынке.

Последние года подтвердили, что это не пустые надежды, а, при действенной государственной поддержке отечественного авиапрома, – реальные перспективы. Еще четыре года назад завод практически не работал, общий объем долгов составлял 2,4 млрд грн., в ангаре немым укором стояли девять недостроенных самолетов, а руководство подсчитывало убытки от упущенных инвестиций и нулевого имиджа. И вот имидж предприятия восстановлен. Выполнены ранее заключенные контракты. Подписаны новые. Нарабатываются и осваиваются рынки Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и другие. Растут доходы от реализации продукции, так что появилась возможность обновлять оборудование.

На совещании, которое провел в Харькове во время своего последнего визита президент, Виктор Янукович затронул тему развития легкой авиации. В Украине не на чем учить гражданских и военных летчиков первого-второго курса в Кременчуге и Чугуеве. А это значит, что выпуск харьковского легкого самолета ХАЗ-30, будет как нельзя кстати, обеспечив потребность летных учебных заведений и аэроклубов Украины в новой технике.

– Мы очень благодарны коллективу предприятия, – подчеркивает гендиректор предприятия. – Кроме того, удалось установить конструктивный диалог с руководством нашей страны и добиться действенной поддержки нашего завода со стороны государства, сохранить и упрочить доверие и уважение наших коллег и заказчиков.

Украина сегодня находится в клубе стран, обладающих замкнутым циклом производства авиатехники. И нельзя, чтобы наша страна безвозвратно потеряла заработанное многими десятилетиями упорного труда место в этом привилегированном клубе. Ведь это не только лишение Украиной международных позиций как самолетостроительной державы. Это вымывание огромных средств из страны на финансирование чужих авиастроителей. Это потеря рабочих мест, разрыв с трудом налаженных производственных связей, закрытие заводов-смежников, исследовательских институтов, а также связанных с авиацией высших и средних учебных заведений…

– Харьковский авиазавод – неотъемлемая часть отечественной авиации, одно из старейших предприятий страны. В истории ХГАПП можно увидеть историю государства в целом. Все трудности, которые пережила наша страна, довелось хлебнуть и харьковскому авиазаводу, а все победы также согрели и его, – отмечает Анатолий Мялица. – В начале прошлого века рождалась и крепла страна – и также рождался и развивался завод. Пройдя огонь большой войны, из пепла восстали и держава, и завод. Послевоенное развитие, реактивная революция в авиации, прорыв в космос – Харьковский авиазавод шел в ногу со своей страной. И когда на рубеже веков стало трудно государству – трудно стало и авиазаводу. Но мы уверены в будущем – своем и страны. Нам с коллегами из АНТК им. О. К.Антонова, «Мотор Сичи», «Прогресса» удалось, работая в новых рыночных условиях, выйти на рынок с новыми модификациями Ан-74, освоить пассажирский самолет Ан-140 на замену Ан-24 и Як-40, построить Ан-74ТК-300, ставший прообразом самолетов Ан-148/158, построить завод в Иране, обучить людей и наладить производство Ан-140. Всего можно добиться только трудом. А харьковские самолетостроители умеют и любят работать. Их руки поднимают в небо и еще поднимут много самолетов, прославляя Харьковский авиазавод, родную Украину и ее первую столицу – наш Харьков.