01.10.18 

ImageБывший шпион, экс-совладелец авиакомпании airBaltic и продавец российских Sukhoi Superjet - Антонов нашел лизингового партнера

"Нам удалось решить один из центральных вопросов для ГП Антонов - это привлечение лизинговой компании, которая имеет финансовые ресурсы для того чтобы проплачивать сделку по поставке самолетов", - заявил в середине сентября на конференции "Отечественные самолеты для украинских авиаперевозчиков" вице-презедент ГП Антонов Юлий Киселев. 

LIGA.net выяснила кто и в чьих интересах будет продвигать самолеты Антонов на мировой рынок.

ImageСтавка на Ан-158

ГП Антонов уже несколько лет серийно не производит самолеты. В компании не раз отмечали, что отсутствие финансирования и неразвитость сервисной сети очень мешают получать твердые заказы. Еще одна проблема авиапроизводителя - замещение российских комплектующих на самолетах Ан, которые до 2014 года традиционно производили в кооперации с компаниями из России. 

17 сентября ГП Антонов впервые презентовал потенциальным заказчикам - представителям 10 украинских авиакомпаний и предприятий-партнеров - программу семейства региональных реактивных самолетов Ан-148/Ан-158. Ставка Антонова на этот региональных пассажирский самолет не случайна. С 2009 года на рынок поставлено 45 самолетов Ан-148/158. 

Еще 10 недостроенных машин этого семейства находятся в сборочном цеху компании.

Президент ГП Антонов Александр Донец во время конференции заявил, что компания готова завершить их сборку при участии иностранных партнеров и предложить рынку. "Мы также заверили авиаперевозчиков, высокий уровень послепродажной поддержки самолетов семейства Ан-148/Ан-158 будет обеспечен", - сказал Донец.

Послепродажное сопровождение самолетов обеспечит подразделение компании Boeing - Aviall, с которой Антонов заключил контракт в августе этого года. Американцы должны помочь Антонову с поставкой комплектующих изделий для серийного производства и их послепродажной поддержки в будущем. 

"У нас есть самолеты в цехе. С участием нашего партнера Aviall мы можем их достроить и передать в эксплуатацию. Также компания берет на себя послепродажное сопровождение самолетов в эксплуатации,  доставку запчастей. Если что-то происходит с системами самолета, то подключается (Aviall, - ред.) и по существующей по всему миру собственной логистической сети будет осуществляться поддержка эксплуатанта",  - не скрывал радости Донец. 

На Антонове уверяют, что решили и вторую важную проблему которая мешала продавать самолеты, - нашли лизингового партнера, который будет финансировать сделки. 

Какова его функция? Как правило, авиакомпания не тратит собственные деньги на покупку самолетов. Это делается через банки, или лизинговые компании, которым перевозчик платит за его эксплуатацию. "Нам удалось привлечь такую компанию и цена, которую мы ей объявили абсолютно конкурентноспособна. Она устраивает и лизинговую компанию, и эксплуатантов", - объясняет Киселев. 

Кто будет продвигать АНы на рынок

Новый партнер участвовал в поставке шести украинских Ан-158 на Кубу и два Ан-148 в Северную Корею, уточняет Киселев, не называя саму компанию.

Известно, что контракт на поставку шести самолетов Ан-158 в интересах Cubana de Aviacion был выполнен в 2013-2014 году. Организовывал экспортное финансирование поставок российский лизингодатель Ильюшин Финанс Ко (ИФК). Киселев уточняет, что ИФК заключал сделку в интересах South American Aircraft Leasing. "Реально самолеты поставленные на Кубу принадлежат кипрской лизинговой компании. Ее хозяин - Ральф-Дитер Монтаг-Гирмес", - отметил топ-менеджер.

SAAL является частью International Aircraft Leasing Holding Corp, которую также основал Монтаг-Гирмес. Группа специализируется на авиационном лизинге, а также консультирует авиакомпании по вопросам приватизации или реструктуризации, говорится на ее сайте. 

Немецкий бизнесмен не скрывает, что ему принадлежат нескольких оффшорных компаний - они указаны в его налоговой декларации.

Кто такой Монтаг-Гирмес?

Большая часть бизнес-карьеры инвестиционного банкира связана с Россией, куда он попал в 1994 году на должность заместителя руководителя Российского центра приватизации - организации, которая готовила рекомендации для программы приватизации Анатолия Чубайса.

В 90-е финансово-консалтинговая компания Монтаг-Гирмеса Advisory Restructuring Quest (ARQ) предоставляла различные услуги десятку банков РФ, а сам консультант входил в советы и правления различных, как он пишет в резюме, "трудных" российских финучреждений. В 1998 году был назначен аудитором банкротившегося Инкомбанка.

ARQ проводила оценку активов российского олигарха Александра Лебедева перед их объединением в Национальную резервную корпорацию (НРК) в 2003 году. В их числе были и акции Ильюшин Финанс Ко (входящей в состав Объединенной авиастроительной корпорации). В 2005 году ARQ была одним из организаторов выпуска векселей ИФК, их покупала НРК.

В 2012 года SAAL и ИФК договорились поставлять самолеты Ан-148/Ан-158 в страны Латинской Америки. До этого, в 2010 году в интервью журналу "Медведь" Монтаг-Гирмес признался, что до падения Берлинской стены служил в западногерманской разведке. Именно тогда он выучил русский язык.

Новый поворот в авиационном бизнесе немецкого инвестбанкира случился в 2016 году, когда он купил 20% акций латвийской авиакомпании airBaltic за 52 млн евро. В Латвии его сочли настолько неоднозначной фигурой, что премьер-министр Лаймдота Страуюма уволила министра сообщения Анриса Матисса на следующий день после известий о том, что немецкий предприниматель решил вложить деньги в авиакомпанию.

Латвийские СМИ выяснили, что Гирмес готов потратиться на airBaltic только при условии, если она в ближайшем будущем купит пять самолетов SuperJet российской компании Sukhoi - производителя известных истребителей "Су". И в случае расширения антироссийских санкций эти самолеты летать над Латвией не смогут.

В итоге латвийское правительство включило в инвестиционный договор пункт о запрете на покупку российских самолетов. После этого, в начале 2017 года, бизнесмен продал все принадлежащие ему акции перевозчика датскому бизнесмену Ларсу Туэсену. 

Монтаг-Гирмес также фигурирует в так называемых "Панамских документах", которые стали доступны после утеки данных панамкой юридической компании Mossack Fonseca. "Все мои дела абсолютно прозрачны и подконтрольны. Относится ли это к другим людям и предприятиям, упоминающимся в "Панамских документах", нужно спросить у них", - так Монтаг-Гирмес прокомментировал использование в своем бизнесе офшорных компаний.

Творческий подход

Для продажи самолетов компания использует зоны с льготным налоговым режимом, такие как Панама и Кипр. Это распространеная практика в авиации.  "Бизнес, связанный с лизингом самолетов, ведется через офшоры. Только так производителю самолетов и авиакомпании можно сделать конкурентоспособное предложение", - объяснял Монтаг-Гирмес в 2015 году эстонским СМИ.

Его основные клиенты сосредоточены в странах Латинской Америки, Европе и Африке - здесь у бизнесмена налажены бизнес-контакты. "Я занимаю очень небольшую нишу и не конкурирую на уровне, где Lufthansa заказывает самолеты Airbus A320. Предлагаю творческие решения людям, которые в них заинтересованы. Как правило, не я подыскиваю клиентов, а они находят меня. Я пользуюсь репутацией человека, отличающегося творческим подходом и умением решать дела. Мне поступает много предложений о сотрудничестве", - объяснял он свою бизнес-философию в одном из интервью.

В чем могут заключаться творческие решения для Антонова? "Зависит от клиента и от ситуации. Если ситуация простая и стандартная, то мои услуги не требуются. Я нужен тогда, когда имеется определенный вызов или проблемы", - говорит бизнесмен.

Как он стал партнером Антонова? В комментарии LIGA.net Монтаг-Гирмес сказал, что сотрудничает с компанией с 2013 года. До контракта с Aviall самолеты семейства Ан-158/148 было непросто продать, поскольку компания не могла обеспечить нужный уровень сервисного обслуживания. Сейчас ситуация изменилась и Монтаг-Гирмес рассчитывает, что АНы будут пользоваться спросом. При каталожной цене Ан-158 в $32 млн компания готова делать хорошую скидку.  

В Антонове выбор лизингового партнера объясняют возможностями компании привлечь достаточный объем финансирования. "Для старта не менее чем на 10 самолетов, на достаточно длительный период - до 15 лет, с приемлемым процентом, с условиями ежемесячных лизинговых платежей для эксплуатанта, которые обеспечивают в целом стоимость кресла от $45 до $47 за кресло. С учетом кредитных рейтингов Украины это очень сложная задача", - объясняет Киселев.

Не опасается ли Антонов, что через Монтаг-Гирмеса может произойти утечка в Россию закрытой информации по действующим и новым проектам украинского авиапроизводителя? 

"В сотрудничестве с Россией, в лице Ильюшин-финанс и ОАК, еще больший бекграунд имеют Сафран, Либхер, Боинг, по технологиям и производству, не боясь утечки секретов ни в каком отношении. Мы сотрудничаем по вопросах лизинга. Не думаю, что раскрытие финансовой информации в интересах Монтаг-Гирмеса. Скорее надо бояться украинских псевдожурналистов или горе-расследователей", - отметил в комментарии  Киселев.

Джерело Liga