11.09.20 

ImageХарьковское государственное авиационное производственное предприятие после подписания в 2017 году договора с американской компанией Oriole Capital Group не получило никаких финансовых инвестиций, зато вынуждено было прекратить переговоры с другими потенциальными партнерами относительно модернизации самолетов Ан-74.

Об этом в интервью Укринформу сообщил президент Ассоциации «Укравиапром», председатель правления АО «ФЭД» (Харьков) Виктор Попов.

«От Oriole Capital Group авиазавод не получил ни копейки. Это международные финансовые авантюристы. Смысл этого кабального договора был каким? Мы, возможно, так и было написано, инвестируем 150 млн, но вы в течение трех лет ни с кем больше не имеете никаких дел. И полностью прекратились переговоры с канадскими партнерами относительно модернизации Ан-74. Началось медленное умирание. Я считаю, что была единственная цель - убить завод и все распродать», - заявил Попов.

По его мнению, для авиазавода нужно искать внутреннего или внешнего - обязательно профильного - инвестора. При этом, считает Попов, надо реструктуризировать или списать долги, которые достигли уже 2 млрд грн.

«Опыт такой есть (списание долгов - ред). Это сделали по ГП «Антонов» в прошлом году и по «Южмашу» - в этом году. То есть, государство может сделать такой шаг. Концессия - второй шаг. Надо сегодня начинать уже государственно-частное партнерство в сфере машиностроения. Я не говорю тотально. Хотя бі какие-то пилотные проекты», - говорит Попов.

В дальнейшем для поднятия ХАЗа необходим внутренний заказ, отмечает руководитель Ассоциации «Укравиапром». Он также считает, что сейчас предприятие еще в состоянии восстановить самолетостроение.

«Цена вопроса - всего лишь 400 млн, не долларов, а гривень. Если будет покупатель, те же наши силовые ведомства, и прямо сегодня решается вопрос, а завтра предприятие начинает, то два Ан-140 завод доработает до Нового года. А дальше уже начнет наращивать мышцы. Достраиваем многострадальный самолет для Казахстана (Ан-74Т-200 должны были завершить еще осенью 2015 года, по решению суда ХАЗ обязан либо вернуть авансовый платеж в размере 15 млн долл., либо завершить строительство - ред.). А дальше - внутренний заказ 2021 года», - отмечает Попов.

Как сообщалось, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, более известное как ХАЗ, специализируется на полном цикле работ по серийному производству, доработке и техническому обслуживанию производимых самолетов. В течение 2012-2019 годов ХАЗ вообще не имел государственных заказов. Последний самолет предприятие выпустило в 2014 году.

В 2017 году ГК «Укроборонпром», в структуру которого входит Харьковский авиазавод, заявил, что американская Oriole Capital Group вложит в ХАЗ 150 млн долл.

13 августа 2020 года на ХАЗе состоялось совещание под председательством Премьер-министра Дениса Шмыгаля. Глава правительства заявил, что рабочая группа под руководством вице-премьер-министра - министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Олега Уруского, которая выработает план развития авиазавода, будет создана в ближайшее время.

Премьер-министр также отметил, что такой вариант, как передача предприятия в концессию, не рассматривается.