17.01.21 

ImageВ августе 2017 года стало известно, что известный частный военный подрядчик, владелец компании Blackwater, Эрик Принс предлагал идею приватизации войны в Афганистане как руководству этой страны, так и правительственным чиновникам США, в том числе предлагал создать наемную авиацию для помощи осажденным афганским войскам.

Позже подробная информация о том, как могли бы выглядеть эти силы. В частности, предполагалось приобрести ударные вертолеты AH-1 Cobra, а также превратить самолеты Ан-26 в ганшипы - самолеты с артиллерийским вооружением.

В декабре 2017 года были опубликоваы материалы брифинга, в которых излагался план Принса под оптимистичным названием "Стратегия выхода из Афганистана".

Согласно этому предложению, подрядчики должны были тесно сотрудничать с афганскими военными частями и правительственными чиновниками, чтобы консультировать и оказывать помощь этим элементам, а также предоставлять ключевые специализированные возможности, включая разведку, связь, медицинскую и другую поддержку.

Но, что наиболее важно, сводное авиационное крыло должно было осуществлять непосредственную авиационную поддержку, разведывательные и наблюдательные полеты и логистические миссии с баз в Нангархаре и Гильменде.

Когда в августе 2017 года впервые появились новости о плане Принца, стало известно, что воздушный компонент его сил должен включать в себя реактивные самолеты A-4 Skyhawk, вооруженные сельскохозяйственные самолеты T-bird, транспортные самолеты Ан-26, а также вертолеты Super Puma и Gazelle. 

В брифинге данная информация раскрывалась более подробно. Непосредственная авиационная поддержка в Нангархаре и Гильменде должна была обеспечиваться A-4 Skyhawks, ударными вертолетами AH-1 Cobra и ганшипами Ан-26G. В Гильменде предполагаемые ударные силы также включали четыре легких ударных вертолета "Газель". 

Image

Image

Самым интересным в брифинге является упоминание инструмента непосредственной авиационной поддержки, ганшипа An-26G. В настоящее время нет четких данных о том, что этот самолет вообще существует.

Однако, по мнению экспертов, это не является особо сложной модернизацией, и бывшие в употреблении образцы базовых грузовых самолетов легко доступны. С левой стороны самолета есть несколько окон, в которых можно установить автоматические пушки. Добавление одной или нескольких сенсорных турелей с электронно-оптическими и инфракрасными камерами могло бы помочь в наведении на цель, а если бы они включали лазерный целеуказатель, это могло бы позволить экипажу стрелять высокоточными боеприпасами.

Базовые бомбодержатели, которые крепятся к фюзеляжу, уже доступны для семейства Ан-26. Известно широкое применение Ан-26 в качестве бомбардировщиков во Вьетнаме и Ан-32 в Ираке. Различные компании, в том числе ATKOrbital и Airbus Defense, начали предлагать модульное вооружение и комплекты датчиков, которые могут работать с различными планерами. В этом предложении могла быть задействована болгарская фирма LASA Engineering, имеющая связи с Принсом.

План Принса так и не был осуществлен.

ImageЛетающая батарея

Самым известным ганшипом является американский AC-130. Lockheed AC-130 Spectre - это летающая батарея непосредственной воздушной поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя. Основана на базе транспортного самолёта C-130 фирмы Lockheed. Вооружение и дополнительное оборудование устанавливала фирма Боинг. Активно участвовала уже во Вьетнамской войне, широко применялись в Ираке, известно удачное применение AC-130 в Сирии, когда были уничтожены наемники российской группы Вагнера.

Существует ряд модификаций:

AC-130A Spectre - Создан на базе C-130A. Всего в этот вариант модернизировано 19 самолетов. Окончательно списаны в 1995 году. Вооружение 4х7,62-мм M-134 Minigun, 4х20-мм M61 Vulcan.

AC-130E Spectre - Создан на базе C-130E. Всего модернизировано 11 самолетов. Вооружение 2х20-мм M61 Vulcan, 1х40-мм L60, 1х105-мм М102

AC-130H Spectre - Модернизированный вариант AC-130E. Вооружение 1х20-мм M61 Vulcan, 1х40-мм L60, 1х105-мм М102.

AC-130U Spooky - Создан на базе C-130H. Вооружение 1х 25-мм GAU-12/U, 1х40-мм L60, 1х105-мм М102.

AC-130J Ghostrider - Создан на базе MC-130J.

AC-130W Stinger II - Вооружение 1х30-мм GAU-23/A, 1х105-мм М102. 

На модификации AC-130U установлен радиолокатор с синтезированной апертурой, используемый для обнаружения целей на большой дальности. Система управления огнём АС-130U позволяет одновременно наносить удары по двум целям.

ImageРоссийский вариант

В 2019 году стало известно, что Россия намерена разработать ганшип типа AC-130, вооруженный парой 57-мм автоматических пушек, а также дополнительными орудиями меньшего размера. Первый этап проекта предполагал преобразование грузового самолета Ан-12 в летающий испытательный стенд для экспериментов с различным оружием и тактиками, методами и процедурами. 

О том, что начались работы по "созданию летающей [артиллерийской] батареи - самолета, непосредственно поддерживающего войска на поле боя, по аналогии с американскими ганшипами AC-130", сообщало ТАСС. "Военно-транспортный самолет Ан-12 с двумя 57-мм пушками будет использоваться как летающая лаборатория".

Не сообщалось, какая компания или компании будут участвовать в проекте, какие 57-мм пушки они установят на Ан-12 и почему они будут использовать именно этот самолет в качестве испытательного стенда. Четырехмоторный турбовинтовой грузовой самолет был снят с производства с 1973 года, но он остается на российской военной службе и является примерным аналогом C-130 Hercules, который служит основой для AC-130.

Ганшипы могут быстро поражать несколько целей подавляющей огневой мощью и задерживаться над определенной частью поля боя в течение длительного периода времени. Сочетание пушек разного калибра могут дать самолетам дополнительную гибкость. Самолеты также можно вооружить другими боеприпасами, включая неуправляемые и управляемые бомбы и ракеты.

AirbusDefence C295 на выставке. Без пилонов, но вооружение рядом подразумевает JDAM, пушки и ракетыAirbusDefence C295 на выставке. Без пилонов, но вооружение рядом подразумевает JDAM, пушки и ракетыПочему не в Украине?

Нет особых причин, по которым требуется использовать именно Ан-12 в качестве платформы для ганшипа.

Учитывая планируемую закупку Ан-178 для Вооруженных Сил Украины и внимание к авиационной отрасли в Украине, возможно, стоило бы учитывать предложение Эрика Принса. 

Конструкция ганшипа с боковым ведением огня могла бы привлечь значительный интерес на экспортном рынке, будь это Ан-26, Ан-132, Ан-178 или Ан-77.

Lockheed Martin уже предлагает комплект для преобразования транспортников C-130 в вооруженные платформы для специальных операций, а Airbus и Leonardo предлагают аналогичные комплекты для двухмоторных турбовинтовых грузовых самолетов C-295 и C-27J соответственно. В свете конкуренции на авиарынке и рынке вооружений дополнительная возможность для украинских самолетов позволила бы повысить интерес к ним. Украинская промышленность, в потенциале, имеет все необходимое для этого.