14.12.21 

ImageЧем сегодня живет ГП "ЛГАРЗ", каковы перспективы развития и ожидания авиаремонтников,  рассказал директор предприятия Дмитрий Матрунчик.

Недавно Командование Воздушных Сил ВС Украины заключило договор с ГП "Львовский государственный авиационно-ремонтный завод" (ГП "ЛГАРЗ") (входит в состав ДК "Укроборонпром") на ремонт истребителя МиГ-29УБ на сумму около 62 млн грн.

Ранее сообщалось, что предприятие передало Вооруженным Силам очередной истребитель МиГ-29МУ1 после капитального ремонта и модернизации. Этот завод выполнил государственный оборонный заказ на 2021 год. Чем сегодня живет ГП "ЛГАРЗ", каковы перспективы развития и ожидания авиаремонтников, корреспонденту АрмияInform рассказал директор предприятия Дмитрий Матрунчик.

Справочно. История завода берет начало в 1939 году, во Львове, когда на базе бывших ангаров 6-й ремонтной базы ВВС Речи Посполитой были созданы авиационные мастерские с условным обозначением "133 стационарные авиационные мастерские (САМ)", главное назначение которых было проводить ремонт авиационной техники. , которая эксплуатировалась в западном регионе Советского Союза Первым самолетом, отремонтированным в том же году, стал одномоторный истребитель I-15.

Около 40 МиГ-29 были отремонтированы и модернизированы с 2014 года на Львовском заводе

По словам директора Дмитрия Матрунчика, ГП "ЛГАРЗ" – единственное в Украине предприятие, ремонтирующее и модернизирующее МиГ-29 для Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины. Этот истребитель является основным боевым самолетом ВСУ. Конечно, ремонт и модернизация проходят в кооперации со многими предприятиями оборонно-промышленного комплекса Украины : ГП "Оризон-Навигация" , ГП "Новатор" , киевские ЗАО "Фазотрон-Украина" , ГП "КБ Лазерной техники", КП СПБ "Арсенал" , ОАО НТК "Электронприбор" , ООО "АВИАРМ" и ООО ТТЦ "Авиарадиосервис", а также львовским ОКБ "Текон-Электрон". Кроме названных предприятий-партнеров, в программе модернизации истребителя также принимают участие ГП "Луцкий ремонтный завод "Мотор", ремонтирующее двигатели, и ГП "Одесский авиационный завод", восстанавливающее коробку самолетных агрегатов.

Дмитрий Матрунчик отметил, что с 2014 года на Львовском государственном авиационно-ремонтном заводе модернизировано более десяти МиГ-29. Всего за это время около 40 самолетов были отремонтированы и поставлены ВС ВСУ, в том числе 5 учебно-боевых. Директор завода уверен, что такая работа дает ожидаемый результат благодаря сотрудничеству с командованием Воздушных Сил ВСУ.

О модернизации МиГ-29

Известно, что при капитальном ремонте и серийной модернизации до уровня МиГ-29МУ1 у истребителя увеличена дальность обнаружения воздушных целей, улучшена точность вывода самолета в заданную точку и расширены возможности контроля и регистрации функциональных параметров технического состояния самолета, двигателя и ряда бортовых систем. Об этом не раз писали в СМИ. Впрочем, довольно интересным вариантом модернизации стал МиГ-29МУ2. Он многоцелевой и способен поражать как воздушные, так и наземные цели.

– По сути, львовскому авиационно-ремонтному заводу в кооперации с другими предприятиями удалось создать истребитель-бомбардировщик. Поэтому в течение нескольких последних лет продолжаются его испытания. В прошлом году успешно завершили лётно-конструкторские испытания. В этом году начаты до сих пор продолжающиеся государственные испытания, окончательное завершение которых планируется в 2022 году. Надеемся, что по их результатам МиГ-29МУ2 примут на вооружение ПС ВСУ, – поделился планами Дмитрий Матрунчик.

Image"Продолжаются государственные испытания МиГ-29МУ2, окончательное завершение которых планируется в 2022 году. Надеемся, что по их результатам МиГ-29МУ2 примут на вооружение ВС ВСУ"

В качестве основы для МиГ-29МУ2 используется МиГ-29МУ1. После всех этапов модернизации МиГ-29МУ2 имеет возможность запуска ракет "воздух-земля" и использование управляемых авиабомб. Кроме того, в МиГ-29МУ2 усовершенствовали навигационные системы самолета, позволяющие обеспечивать навигацию и посадку по сигналам спутников ГЛОНАСС/GPS, радиомаякам VOR/DME и ILS. Также расширено применение номенклатуры авиационных средств поражения боеприпасами с телевизионными головками самонаведения, дополнили номенклатуры съемных агрегатов вооружения. Кроме того, усовершенствовали системы защиты самолета, установили новую систему выброса помех, а также системы аудио- и видеорегистрации и электронного программируемого пульта управления бортовой радиостанцией.

После всех этапов модернизации МиГ-29МУ2 имеет возможность запуска ракет "воздух-земля" и использование управляемых авиабомб. Кроме того, на МиГ-29МУ2 усовершенствованы навигационные системы самолета, что позволяет обеспечивать навигацию и посадку по сигналам спутников ГЛОНАСС/GPS, радиомаякам VOR/DME и ILS.

Об импортозамещении: где берут составляющие к истребителям?

По словам Дмитрия Матрунчика, предприятием для выполнения требований Стратегического оборонного бюллетеня Украины, введенного в действие Указом Президента Украины от 16.06.2016 года № 240/2016, разработана и действует комплексная программа импортозамещения, предусматривающая выполнение комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на достижение какого-либо большей независимости производства ГП "ЛГАРЗ" от поставок оборудования, комплектующих изделий и материалов из Российской Федерации.

Чтобы провести запланированные мероприятия, на предприятии провели анализ общепромышленного и специального технологического и станочного оборудования предприятия на предмет возможности самостоятельного изготовления необходимых запасных частей. Составили перечни запасных частей и комплектующих изделий, изготовление которых можно освоить на ГП "ЛГАРЗ" и других предприятиях ГК "Укроборонпром": перечень запасных частей, комплектующих изделий и материалов иностранного производства (за исключением РФ), которые можно использовать при ремонте. Уже подготовлены совместные решения на освоение изготовления запасных частей на родственных предприятиях ГК "Укроборонпром" и других предприятиях Украины согласно отработанному перечню.

Сегодня на ГП "ЛГАРЗ" для ремонта самолетов типа МиГ-29 в рамках реализации мер по импортозамещению освоено производство деталей авиационной техники. В частности, металлических деталей – около 1400 наименований различной конфигурации и сложности (кронштейны, балки, скалки, хомуты, болты, винты, гайки, шайбы, стопорные кольца и т.п.), металлических деталей для выполнения бюллетеней промышленности – более 300 наименований – резинотехнических изделий.

Также внедрена в производство технология замены лавсановой ленты откидной части фонаря. Совместно с предприятием "УНИТЕХ" была разработана технология изготовления шланга герметизации фонаря кабины.

В кооперации с ГП "Изюмский приборостроительный завод" освоено производство стеклоизделий ИЛС-31 и НВУ-2М, а также изготовление серьги тормозного парашюта совместно с "Токмакским кузнечно-штамповочным заводом".

В кооперации с предприятием ПАО "Токмакский кузнечно-штамповочный завод", филиалом ГП "Антонов "Серийный завод Антонов" и ЧАО "Днепроспецсталь" освоено производство оси колеса (особенно ответственная деталь) основной стойки шасси самолета МиГ-29.

Руководство ГП "ЛДАРЗ" использует все возможности для обновления технического парка. К примеру, приобретен токарный обрабатывающий центр AVIAturn 35, трехосный вертикальный обрабатывающий центр HURCO VM10i, автоматизированные диагностические комплексы "Диана-4.6М".

ДК "Диана-4.6М" предназначен для диагностики и поиска неисправностей в сложных цифроаналоговых узлах электронной аппаратуры, базирующейся на ТТЛ-КМОП-ЭСЛ логике. Сейчас разработаны программы проверки исправности 38 типов электронных плат.

В ближайших планах предприятия освоение ремонта агрегатов и изготовление 126 наименований деталей, 35 наименований резинотехнических изделий и 17 наименований электронных устройств с помощью автоматизированного диагностического комплекса "Диана – 4.6М".

 

В ближайших планах предприятия освоение ремонта агрегатов и изготовление 126 наименований деталей, 35 наименований резинотехнических изделий и 17 наименований электронных устройств с помощью автоматизированного диагностического комплекса "Диана – 4.6М". 

ImageКак ремонтируют самолеты на предприятии? 

Дмитрий Матрунчик рассказал, что ремонт самолета начинается с его приемки на летно-испытательной станции предприятия и последующей предварительной дефектации и разборки на участке ремонта в цехе. Здесь же выполняется его промывка и съемные детали, комплектование и подача их в соответствующие цеха ремонта ЛиД, АО, РЕО, АОз. 

При выполнении ремонта планера самолета производится анализ его технического состояния, ремонт силового набора и обшивки, полностью восстанавливаются аэродинамические характеристики самолета. Также выполняется комплекс бюллетеней промышленности для восстановления ресурсных показателей самолета и повышения надежности. 

В подразделениях предприятия происходит ремонт и испытание узлов и агрегатов, относящихся к гидравлической, топливной, воздушной системам МиГ-29. При ремонте авиационного оборудования благодаря использованию предприятием современных средств контроля работы сложных авиационных систем обеспечивается их безотказность и надежная работа в процессе эксплуатации. Для ремонта радиоэлектронного оборудования используется специальная контрольно-проверочная аппаратура, разработанная предприятиями-производителями оборудования, обеспечивающая их проверку в максимальном объеме. 

После монтажа всего отремонтированного оборудования на самолет осуществляется его отработка в цех конечной сборки. Затем специалистами контрольно-испытательной станции производится проверка работоспособности всех систем самолета и работы двигателей. Посредством универсального пульта осуществляется контроль систем запуска и управления режимами авиадвигателей, а также проверка параметров работы электронной автоматики запуска и управления силовой установкой. 

Во время завершающего этапа самолет проходит окончательное испытание на лётно-испытательной станции: как наземные, так и лётные испытания. Контроль параметров работы осуществляется с помощью пультов автоматизированной обработки информации Тестер и Беркут. После испытательных полетов самолет передается заказчику. 

Средний возраст работника завода – 53 года

С энтузиазмом Дмитрий Матрунчик рассказывает и о вверенном ему коллективе: "Все достижения и амбициозные планы возможны только при условии качественного кадрового обеспечения, сплоченности и ответственного отношения каждого работника к задачам, которые возложены на нас государством". 

В настоящее время численность работников завода составляет более 900 человек. Средний возраст работника завода – 53 года, средняя зарплата (на 01.10.2021г.) – 16, 68 тыс. грн. Год планируется завершить со средней зарплатой в 17,56 тыс. грн. 

Но такая зарплата и высокие социальные стандарты, по словам руководителя завода, не стали магнитом молодых работников. Молодежь на завод идет все меньше. Еще более настораживающей тенденцией является отток молодых специалистов, которые приобретают опыт и переходят работать на частные предприятия или уезжают за границу. Работать на заводе не легко. Здесь на каждом шагу – порядок и высокие требования. Поэтому с таким вниманием и уважением администрация и профсоюзный комитет завода относятся к вопросам привлечения и удержания профессионалов. Поэтому тема работы над привлечением молодежи станет номер один для администрации завода на следующий год. 

Подготовка высококвалифицированного работника длится не менее 3-5 лет после окончания вуза в зависимости от должности.

Впрочем, даже сегодня отдельные цеха предприятия достаточно "молодые". Все зависит от предпочтений и базовых навыков молодых специалистов. Поэтому на заводе нацелены инвестировать в молодежь. Подготовка высококвалифицированного работника длится не менее 3-5 лет после окончания вуза в зависимости от должности. Если это инженеры, так сказать основные специалисты завода, то готовят их в Национальном авиационном университете или в Национальном техническом университете Украины "Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского". Некоторых работников готовит Национальный университет "Львовская политехника". Речь идет о специализированных учебных заведениях, поскольку необходимо изучение специальных наук, таких как теория двигателя, аэродинамика, динамика полета, конструкция самолета, конструкция двигателя и т.д. 

– Залог будущих успехов коллектива – у молодежи, которая придет уже сегодня, чтобы выполнять квалифицированную работу через несколько лет. В стенах завода говорят об этом открыто и дружелюбно, но с твердостью. У нас так принято. У нас нет ничего малозначительного. На носу – государственный оборонный заказ – 2022, – подытожил Дмитрий Матрунчик. 

Источник armyinform