11.03.10 

Бюджетные деньги на покупку отечественной авиатехники где-то потерялись

ГП «Лизингтехтранс» отменило конкурс на передачу в лизинг двух самолетов Ан-140 из-за отсутствия денег на их закупку. В целом программа закупки авиатехники через механизм гослизинга
в 2009 г. полностью провалилась.

О том, что объявленный в конце прошлого года конкурс на определение лизингополучателя двух самолетов Ан-140 так и не состоялся, «i» рассказал директор по внешнеэкономической деятельности ГП «Лизингтехтранс» Роман Радченко. «Деньги для закупки двух Ан-140 у Харьковского авиазавода должны были поступить на счет «Лизингтехтранса» согласно постановлению Кабмина, однако они так и не были перечислены. Поэтому конкурс пришлось отменить»,— сообщил господин Радченко. Напомним, в ноябре правительство выделило из стабфонда госбюджета 20 млн. грн. Министерству транспорта, которое, как предполагалось, закупит через подчиненное ему лизинговое предприятие три самолета Ан-140. В постановлении оговаривалось, что средства выделяются за счет сокращения расходов по финансированию дорожной инфраструктуры, а также метрополитенов в Киеве, Харькове, Донецке и Днепропетровске. На конкурс «Лизингтехтранс» выставил два, а не три самолета, поскольку именно такое количество готовых Ан-140 находится в цехах ХГАПП (эти авиалайнеры еще в 2004 г. заказала у завода азербайджанская авиакомпания AZAL, однако позже аннулировала заказ).

Раскрытие конкурсных предложений состоялось в конце декабря, а назвать победителя планировалось в январе.

Как уже писали «i», заявку на участие в конкурсе подали четыре региональные компании — «Мотор Січ», «АРП-410», «Марс РК» и «Бизнес Авиа». Такой высокий спрос, по словам конкурсантов, обусловлен привлекательными условиями лизинга, а также характеристиками данной летной техники. Как рассказали в ООО «Марс РК», сейчас перевозчик эксплуатирует самолеты Saab-340. Однако, вопреки расхожему мнению о том, что обслуживание разных типов воздушных судов невыгодно для авиакомпании, «Марс РК» считает целесообразным пополнение своего флота самолетом Ан-140.

«Таких условий, как у «Лизингтехтранса», сейчас нет ни у одной компании на рынке: срок лизинга — 25 лет, с отсрочкой платежа в два года, невысокий ежемесячный платеж. Кроме того, на внутреннем рынке ощущается дефицит техники такого класса, как Ан-140»,— говорит  гендиректор «Марс РК» Андрей Прохоров.

По словам экспертов, Ан-140 — наиболее удачная модель воздушного судна для эксплуатации на внутренних маршрутах. Это объясняется высокой экономичностью турбовинтовых авиалайнеров, к которым и относится Ан-140, на маршрутах небольшой дальности. Например, в сравнении с реактивным Ан-148 экономия топлива на расстоянии около 1 тыс. км может достигать 50%. В то время как достоинства реактивной техники проявляются при полетах дальности 3 тыс. км и выше.

Тем не менее компании, желающие купить Ан-140, не видят никакой возможности приобрести самолет непосредственно у производителя, без посредничества лизинговой компании. «Вряд ли какие-то перевозчики сейчас на это способны»,— говорит Андрей Прохоров. Таким образом, те из немногих в Украине самолетов, которые доведены до стадии полной готовности, так и не удалось передать в эксплуатацию.

В целом по итогам 2009 г. можно утверждать, что программа закупки авиатехники за бюджетные деньги провалилась. Власть так и не смогла предложить авиакомпаниям эффективный лизинговый механизм как стимул для приобретения техники отечественного производства, а заводы остались без живых денег для финансирования производства новых самолетов.

«В этом году мы не приобрели ни одного самолета. Тот первый Ан-148, который с июня находится в лизинге у АНТК им. Антонова и эксплуатируется компанией «АэроСвит», был куплен еще в 2008 г.»,— признаются в «Лизингтехтрансе». Напомним, помимо 20 млн. грн. на Ан-140, в госбюджете на 2009 г. было также предусмотрено выделение 123,2 млн. грн. для финансирования закупки через ГП «Лизингтехтранс» самолетов Ан-148.

Джерело Экономические Известия   Автор: Екатерина ГРЕБЕНИК