24.05.12 
В небе над аэродромом харьковского авиазавода во вторник кружил двухместный легкий самолет. Он разбрасывал листовки, выполнял фигуры высшего пилотажа и с высоты 150 метров с выключенным двигателем зашел на посадку.

Так харьковский авиазавод представил новый «ХАЗ-30», который предназначен для обучения пилотов, а также для частных и спортивных полетов. Полюбоваться возможностями воздушной машины смогли журналисты и потенциальные заказчики.

«Люди сегодня хотят летать»

Новинку полностью разработали в КБ Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП). Самолет сконструирован в виде высокоплана с передним колесом. «ХАЗ-30» был запущен в серийное производство в прошлом году, правда пока авиазавод не заключил ни одного контракта, поскольку машина еще не прошла процесс сертификации.

– Мы готовы забрать сразу десять самолетов, – признается председатель Общества содействия обороне Украины Виктор Тимченко. – Пока берем два – на испытания. У нас в 16 спортивных аэроклубах более 250 самолетов разных типов, но все они родом из СССР, необходимо обновление техники. Ведь сегодня огромное количество людей хотят летать - в Киевском клубе полеты расписаны до конца года.

Заказчики говорят, что «ХАЗ-30» выгодно отличается от зарубежных и отечественных аналогов по соотношению цена – качество. Расход топлива в этой модели – 15 литров на час полета (для сравнения ЯК-52 расходует 80-100 литров). К тому же цена импортных машин такого же класса в три раза выше. На заводе предполагают, что их детище будет оценено в пределах 30-60 тыс. евро.

Высокоплан уже нашел свою нишу

Для первоначального обучения это максимально безопасный и удобный самолет отмечают испытатели. Летчик испытатель, начальник Харьковского аэроклуба им. В. С. Гризодубовой Общества содействия обороне Украины Сергей Филатов только что приземлился на «ХАЗ-30», вместе со своим напарником выходит из кабины и сразу же оказывается в окружении журналистов.

– Самолет не сложнее автомобиля и имеет очень хорошие летные характеристики, – доволен Сергей. – Достаточно налетать 20 часов, чтобы обучающийся получил соответствующие навыки и свидетельство.

– Этот самолет я посвятил жене, – радуется новой модели подошедший к крылатой машине директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия Анатолий Мялица. – А если серьезно – на этом самолете надо обучать военных пилотов. Это очень хорошая универсальная машина: планер может взлетать с необорудованных полос и эксплуатироваться при любых температурах. Мы предусмотрели в нем и цифровое, и аналоговое управление – в кабине есть место штурмана. Машина изначально изготовлена как учебно-тренировочная: студенты 1-3 курса летных вузов могут проходить на нем практику, набирать летные часы, эту машину с радостью берут аэроклубы. В течении трех месяцев должна завершится сертификация «ХАЗ -30», и мы сможем заключать контракты с заказчиками.

По словам директора авиазавода, самолет будет собираться между циклами основного производства при наличии заказов и финансирования. Но в том, что высокопланер уже нашел свою нишу, на ХАЗе не сомневаются.

Кроме того, предприятие продолжает работать и над другими заказами. Директор авиазавода показывает журналистам ангар, где уже почти завершилось производство АН-74 ТК-200. Это уже второй грузопассажирский АН-74 ТК-200, который готов к отправке заказчику за одну из стран бывшего СССР. Через несколько дней завершатся его испытания.

– К сожалению, самолеты новой модификации идут только за рубеж, – отмечает директор авиазавода.

Характеристики самолета

Силовая установка машины – двигатель от ROTAX мощностью 100 л. с с трехполосным воздушным винтом. Максимальная скорость самолета 200 км/ч, его масса более полутоны, дальность полета около 400 км.

Джерело Вечерний Харьков   Автор: Сергей Киш