09.11.06 
Выбор в качестве авиаперевозчика для НАТО Украинской авиатранспортной компании может обернуться для Украины очередным международным скандалом. Состояние авиапарка компании свидетельствует о том, что амбиции руководства УАТК явно превышают возможности предприятия.

«Украинская авиационная транспортная компания» (УАТК) готова обеспечить выполнение стратегических транспортных перевозок НАТО. В распоряжении компании находится в полной готовности 18 самолетов, - заявил гендиректор компании Виталий Попов, комментируя ратификацию Верховной Радой Закона «О ратификации Меморандума о взаимопонимании между КМУ и Верховным главнокомандованием НАТО». Это оптимистическое заявление было распространено пресс-службой Минобороны Украины.

 На первый взгляд сложно не согласиться и со следующим тезисом руководителя УАТК: решение принятое ВР позволит закрепить авторитет Украины на международном рынке авиаперевозок и обеспечить поступление дополнительных средств в государственный бюджет.

 Действительно сложившаяся ситуация на мировом рынке транспортных авиаперевозок предоставляет украинским операторам возможность усилить свои позиции. В свою очередь, регулярные заказы от НАТО на авиаперевозки должны гарантировать позитивное развитие отношений между нашей страной и Альянсом в военной и политической сферах.

 Однако выбор в качестве авиаперевозчика именно УАТК, к сожалению, вызывает, по меньшей мере, удивление. Действительно ли компания способна справиться с поставленными перед ней задачами, не говоря уже об обеспечении дополнительных поступлений в госбюджет?

 Созданная в 1997 г., с целью «оптимизации использования парка военно-транспортной авиации» Украинская авиатранспортная компания получила в свое распоряжение полторы сотни единиц авиатехники из которых ограниченный летный ресурс имели лишь 27 машин в т.ч. и 15 Ил-76МД. Тогдашний замминистра обороны Иван Бижан, заявил, что на восстановления авиапарка вновь созданной компании потребуется около $300 млн. Естественно что, имея на балансе больше металлолома, чем летающих бортов, очень скоро УАТК, получила право пополнять оборотные средства за счет утилизации авиационной техники. До сегодняшнего дня сдача металлолома является одним из показателей деятельности авиакомпании: в 2004 г. объем реализации составил 2349 т на сумму 4,3 млн. грн., в 2005 г. – 4460,5 т, на сумму 4,9 млн. грн.

 Да и в целом, первые годы своего существования УАТК было, мягко говоря, нерентабельным предприятиям. Только в 2000 г. убытки от авиаперевозок составили 9,47 млн. грн. Тогдашний руководитель компании Н. Маяк, сосредоточил усилия на распродаже авиатехники и запчастей к ней. За первые пять лет существования авиакомпании были распроданы 24 самолета и планера.

 Апофеозом в скандальной истории предприятия стало обвинение в 2003 г. со стороны Минтранса руководства УАТК в нарушении правил перевозки грузов и пассажиров авиационным транспортом. Обвинение было связано с инцидентом, произошедшим в Конго. Ил-76 выполнявший рейс «Киншаса-Люмамбаши» был вынужден совершить аварийную посадку из-за разгерметезации пассажирского салона. На борту самолета находились 145 военнослужащих республики Конго и груз. Причем рейс осуществлялся без соответствующего разрешения и с грубейшими нарушениями.

 С приходом нового руководства авиакомпании, казалось, что черная полоса в деятельности предприятия осталось в прошлом. В 2005 г. на авиасалоне в Дубаи генеральный директор УАТК заявил, что новому руководству предприятия удалось вывести его из кризиса. Действительно по итогам прошлого года, согласно официальным данным, доход фирмы составил 116,9 млн. грн., а чистая прибыль 0,1 млн. грн. Причем якобы были погашены убытки первого квартала 2005 г. на сумму 2955,0 тыс. грн. Но вот вопрос, откуда могла взяться прибыль, если в том же 2005 г. УАТК был предъявлен иск за неуплату выполненных ремонтных работ «Авиатехпромом» на сумму более 750 тыс. грн., а с учетом штрафных санкций и судебных издержек эта сумма превысила 1150 тыс. грн. Спор этот не разрешен до сих пор.

 Кроме того, показатели прошлого года явно не отразились на поступлениях в специальный фонд Минобороны, в который согласно учредительного устава УАТК должно перечисляться 50% прибыли предприятия. Ну и наконец, все данные о фактических расходах государственного предприятия по прежнему составляют «военную тайну». Именно показатели деятельности авиакомпании стали причинной депутатского запроса А. Галуненко, адресованного руководителям СБУ, Минобороны и Генеральному прокурору. В своем обращении народный депутат высказал серьезную озабоченность состоянием дел в УАТК.

 Зато новое руководство компании активно рекламирует заем на ремонт и обновление авиатехники в размере 75 млн. грн. И вполне серьезно включает в планы компании на 2008-2010 гг. приобретение 10-ти Ан-70. Учитывая стоимость одной семидесятки - $50 млн., нетрудно подсчитать, что руководство компании рассчитывает раздобыть на эти цели $0,5 млрд., но источники подобного финансирования остаются до сих пор неопределенными. Бюджет Украины? Собственные доходы компании?

 Руководство предприятия утверждает, что в их распоряжении в полной технической готовности 18 воздушных судов. Но при этом, почему-то забывают добавить, что только 9 из них - 8 Ил-76 и 1 Ан-12 могут реально участвовать в военно-транспортных операциях. Так действительно ли Украинская авиационная транспортная компания готова крепить авторитет Украины на международных рынках авиаперевозок?

Анна Середенко

Источник: http://www.ugmk.info/?art=1163009285