11.10.21 

ImageСделку по продаже акций украинского авиастроительной компании "Мотор Сич" китайскому инвестору разрабатывала известная в мире американская юридическая фирма DLA Piper.

Об этом говорится в расследовании проекта по расследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) . Ее журналисты-расследователи обнаружили упоминания о «Мотор Сич» и DLA Piper, исследуя скандально известный массив обнародованных документов об оффшорах Pandora Papers. 

Чтобы избежать действия украинского антимонопольного законодательства, для концентрации акций была использована система оффшоров и доверенных лиц, говорят расследователи OCCRP. 

Радио Свобода сделало обзор расследования OCCRP и приводит новые факты о продаже компании "Мотор Сич" китайцам, которые расследователи этого проекта обнаружили, исследуя Pandora Papers.

Акции украинского авиастроительного гиганта "Мотор Сич", которые принадлежали трудовому коллективу и менеджменту компании, продали новым владельцам вскоре после революции достоинства, а именно в 2015 году. Как вспоминают авторы расследования проекта OCCRP, инициировал продажу акций "Мотор Сичи" ее директор и акционер, бывший член пророссийской Партии регионов и народный депутат нескольких созывов Верховной Рады Вячеслав Богуслаев .

Соглашение было тайной, но за два года получила международную огласку, поскольку Украина могла потерять уникальные военные технологии. Зато их мог получить Китай (который сейчас находится в противостоянии с США, с рядом стран Запада и с некоторыми своими соседями в Тихоокеанском регионе).

"Благодаря связям, сохранившимся с советских времен,"Мотор Сич" была основным поставщиком двигателей для российских военных ударных и транспортных вертолетов до 2014 года, но с тех пор санкции (наложенные на Россию) прекратили эти связи, - пишет автор расследования Мартин Янг , который нашел в Pandora Papers информацию об оффшорах, связанные с китайскими покупателями украинского производителя авиадвигателей. - Но продажа вызвала в Украине и за ее пределами беспокойство, что производитель критически важного авиационного оборудования попадет под контроль правительства Китая".

Вячеслав Богуслаев, признают авторы расследования, смог два года держать соглашение о продаже контрольного пакета акций китайской стороне в тайне. Конечного покупателя удалось скрыть за группой оффшорных компаний. Когда в 2017 году этот факт таки стал известен, Шевченковский суд Киева по просьбе Службы безопасности Украины наложил арест на проданные акции.

Авторы расследования вспоминают и о том факте, что посольство США в Украине назвали это соглашение "агрессивным инвестированием и присвоением украинских технологий", которое имеет целью использования их Китаем в военных целях, угрожающей интересам как США, так и Украины. А компанию Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment, которая является конечным покупателем акций - в Госдепартаменте США связывают с правительством КНР и с вооруженными силами этой страны. Впрочем, эта информация благодаря медиа уже известна и международному сообществу, и украинской общественности. Что же нового смогли найти в этой истории журналисты-расследователи OCCRP?

Масштабная утечка информации об оффшорах Pandora Papers содержала упоминания и о "Мотор Сич": а именно о плане, по которому китайский инвестор должен взять под контроль этот стратегический украинский актив. Как выявили представители OCCRP, за этим планом стояла большая юридическая фирма из США DLA Piper. Документ этой компании, где предлагался алгоритм приобретения акций, не подписан, однако развитие событий вокруг "Мотор Сичи" совпадает с планом, который, вероятно, написали юристы DLA Piper. "Неподписанный проект соглашения детализировал план, согласно которому три оффшорные компании, зарегистрированная на Британских Виргинских островах Skyrizon Aircraft Holdings и кипрские Reckoner Investment и Argio Investment должны приобрести шесть оффшорных компаний, которые вместе владеют контрольным пакетом акций "Мотор Сичи"", - говорится в расследовании OCCRP. 

Его авторы объясняют логику таких действий. 

"Как выглядит этот план, разработанный, чтобы избежать нарушения украинского антимонопольного законодательства. DLA Piper предложила структурировать сделку таким образом, чтобы несколько подставных компаний приобрели большие доли "Мотор Сичи", а владельцы этих оффшорных инструментов, что использовались как видимые доверенные лица, спрятали бы настоящих владельцев Beijing Skyrizon. В результате ни у одной компании не будет больше 25% акций, необходимых для проверки на соблюдение (украинского) антимонопольного законодательства », - пишут авторы расследования. 

Акции действительно выкупали по плану американских юристов? 

В 2017 году украинские и западные медиа сообщали, что "Мотор Сич" сразу выкупил именно китайский инвестор Beijing Skyrizon. Но OCCRP рассказывает, что реальные действия с акциями целом шли по плану, прописанным юристами DLA Piper: их распределили между формально независимыми, но по факту - связанными компаниями. Что думает об этой информации сама DLA Piper? Эта компания заявила журналистам-расследователям, что "не комментирует вопросы клиентов, но придерживается "высоких стандартов этики и профессионализма". Более того, представители проекта по расследованию коррупции и организованной преступности заметили, что DLA Piper, которая хоть и продала свой украинский филиал, до сих пор участвует в этом деле. Так, она, по данным СМИ, является одной из трех международных юридических фирм, представляющих Beijing Skyrizon Aviation. Поскольку именно она подает заявки на возврат замороженных украинским правительством активов.

 Кто стоит за китайским инвестором

Авторы журналистского расследования приводят структуру собственности главного покупателя украинской авиастроительного гиганта. Так, аэрокосмическая компания Beijing Skyrizon контролируется предпринимателями Ван Цзин и Ду Тао. О Ван Цзине известно, что он имеет опыт в традиционной китайской медицине, инициировал проект построения канала через Никарагуа, чтобы конкурировать с Панамским каналом. В 2011 году он стал генеральным директором телекоммуникационной компании Xinwei Technology Group. По данным расследования, Skyrizon приобрел только 9,99% акций, через дочернюю компанию Skyrizon Aircraft Holdings, зарегистрированную на Британских Виргинских островах. Granum Corporation, зарегистрированная в Панаме, купила еще 9,3% процента "Мотор Сичи". Ее также упоминали в плане выкупа "Мотор Сичи", но OCCRP не нашла явных связей этого покупателя с основным китайским инвестором. Основную массу акций купили оффшорные компании, принадлежащие четырем гражданам Китая. Они не являются известными предпринимателями, однако имеют связи с компаниями, которые должны были по частям покупать акции «Мотор Сич» по плану, который разработали юристы DLA Piper.

 43-летняя Ли Фенджу шесть лет проработала бухгалтером в небольшой провинциальной компании в Китае, с зарплатой 15 000 долларов в год. Она была бенефициаром фирмы Firestorm Business Limited (Британские Виргинские острова), которая, в свою очередь, владеет кипрской Reckoner Investment Holdings. Именно эта фирма приобрела 21,7% процента акций «Мотор Сичи», заплатив за них $ 217 000 000 долларов. Причем документы называют источником средств на покупку украинского авиастроительного гиганта «зарплату», сообщает автор расследования Мартин Янг. 

56-летний китаец Сюй Чаншун является бенефициарным владельцем украинских юрлиц: Торговый дом «Елена» и ООО «Мотор-Интерком», которые, в свою очередь, приобрели 19% акций за 190 000 000 долларов. 

Этих двух человек OCCRP идентифицировала как руководителей других фирм в Китае и Гонконге, которые имеют связи с Beijing Skyrizon «Предполагаем, что они действуют как доверенные лица реальных акционеров», - считают авторы расследования. Компания Amonte Holdings Limited (Британские Виргинские острова) обладает зарегистрированной на Кипре компанией Likatron Enterprises Ltd., которая приобрела 9,9% акций «Мотор Сичи». Ее владельцем является Рен Цзиньлин. Компания Twinstar Holdings SA, зарегистрированная в Белизе, купила 6,23% акций. Владельцем этой компании является китаец Лю Яннинь. Расследователи не смогли связаться ни с кем из них. Но они имеют связи с компаниями, которые упомянуты в соглашении DLA Piper о плане выкупа акций «Мотор Сичи». В конце концов, эти четыре человека купили акции авиастроительного гиганта на общую сумму 407 млн долларов из общей суммы сделки около 500 млн. 

Украинские эксперты: «Такими сделками уничтожают конкурента чтобы завладеть технологиями» 

О чем свидетельствуют найденные документы о покупке акций «Мотор Сичи» и структура собственности покупателей? Об этом расследователи спросили у украинских экспертов, знакомых с судьбой компании «Мотор Сич». Эксперт по антимонопольного законодательства и бывший член Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Агия Загребельская объяснила, что покупатель намеренно разделил акции между якобы независимыми лицами, так как покупка 25% акций и более в одни руки не нуждалась бы в одобрении АМКУ.

Агия Загребельская предполагает, что соглашение вряд ли бы одобрили. «Было бы очень трудно получить одобрение того, что имеет признаки "убийственного соглашения", когда один конкурент поглощает другого, чтобы получить доступ к его технологиям», - отметила Загребельская. И добавила, что «Мотор Сич» имеет стратегическое значение для Украины, но в стране нет структуры, которая бы проверяла иностранные инвестиции в чувствительные производства. Однако АМКУ, уточняет она, проверял бы это соглашение, если бы получил информацию о ней. 

Как это происходит? 

"АМКУ выясняет, существует фактический контроль над 25-процентной долей. Формальное отсутствие такого контроля не снимает необходимости обращаться по согласованию соглашения в АМКУ", - сказал в комментарии расследователям адвокат Маркиян Ключковский. Со своей стороны, председатель наблюдательного совета АО "Мотор Сич" Анатолий Малыш ответил авторам исследования, спор за эту компанию «сейчас рассматривается на государственном уровне», и поэтому он ее комментировать не может. 

По данным АМКУ, по состоянию на июль 2017 (когда о покупке "Мотор Сичи" узнали медиа) китайский покупатель не подавал никаких заявок на проверку своего соглашения на соответствие антимонопольному законодательству Украины. Между тем СБУ выяснила, что одно юридическое лицо, Beijing Skyrizon, уже сконцентрировала более половины акций предприятия в своих руках. Покупателей было несколько, и они приобрели акции «Мотор Сичи» небольшими порциями. Однако их покупки финансировались из одного "кошелька", заметили расследователи OCCRP. 

"Финансирование сделки на сумму 500 млн долларов поступало из одного источника: государственного Китайского банка развития, который является каналом экономической стратегии китайского правительства", - пишут авторы исследования. Они вспоминают о цепочке юридических лиц, которые занимали эти деньги друг другу, до компаний - покупателей акций. И в итоге акции "Мотор Сичи" стали залогом за кредит Китайского банка развития: для части покупателей - напрямую, для другой части - через оффшорную компанию-посредника. 

Такая структура финансирования сделки является китайской стратегией «распределения кредитов с высоким риском и высокой наградой», объясняет исследовательская лаборатория AidData в составе Колледжа William & Mary's Global Research Institute, которая подготовила исследование по китайским проектам развития. 

Продажа акций компании "Мотор Сич" заморожена в сентябре 2017 года, когда суд арестовал проданные акции по ходатайству СБУ. Служба безопасности в ходатайстве предполагала, что соглашение приведет к «уничтожению» «Мотор Сичи» после передачи ее технологий за пределы Украины. 

Владельцы китайского инвестора, а также четыре частные лица, номинальные владельцы оффшорных компаний, покупателей акций, сейчас судятся с Украиной на сумму 3,5 миллиарда долларов за нарушение инвестиционного договора 1993 года. 

Они делают это со своим украинским партнером, группой DCH олигарха Александра Ярославского. Американская юридическая компания DLA Piper представляет их в этом процессе, отмечают авторы журналистского расследования.

 По мнению экспертов, банкротство компаний-покупателей из-за неуплаты кредитов Китайского банка развития приведет к тому, что этот государственный банк КНР получит контроль над акциями "Мотор Сичи". В проект OCCRP считают, что реальные покупатели акций украинского стратегического компании, Skyrizon и Xinwei, уже имеют финансовые проблемы: В мае Шанхайская фондовая биржа прекратила торговать ценными бумагами Xinwei, а сама Xinwei выставила свою штаб-квартиру на продажу. 

4 сентября китайские инвесторы ПАО "Мотор Сич" направили Министерству юстиции Украины сообщение об инвестиционном споре с требованием возместить 3,5 миллиарда долларов, зафиксировав свое намерение обратиться в международный арбитраж. 

В январе США, а вскоре и Украина, ввели санкции против китайских акционеров "Мотор Сичи". Речь идет о компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited, Hong Kong Skyrizon Holdings Limited, Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd и Beijing Xinwei Technology Group Co., Ltd и об одном из бенефициаров, гражданина Китая Ван Цзина.

Источник radiosvoboda