24.10.08 
Больше месяца назад - ранним воскресным утром 14 сентября - на окраине уральского города Пермь при повторном заходе на посадку разбился пассажирский самолет «Боинг-737» компании «Аэрофлот-Норд», выполнявший рейс 821 Москва-Пермь. Все 88 человек, находившихся на борту, погибли. Среди пассажиров были трое краматорчан. Теперь земляки смогли проводить их в последний путь.

Скорбный груз из России

В пламени взрыва погибли ведущие специалисты НКМЗ - главный конструктор Николай Попов, инженер-конструктор 1-й категории Дмитрий Ефремов и начальник отдела маркетинга и контрактов Вадим Никулин. Они намеревались побывать на ряде горно-металлургических предприятий края, в частности – в ОАО «Уралкалий», в Березниках. Всем им было едва за тридцать.

Ошеломленные горем, в Пермь немедля вылетели родные и близкие. Чтобы точно идентифицировать погибших, у родственников взяли образцы крови для генетического исследования останков. И вот, спустя почти полтора месяца, в четверг в город привезли из России скорбный груз. С утра в просторном вестибюле ДК НКМЗ началась прощальная церемония с молодыми земляками. Перед тремя украшенными охапками живых цветов гробами прошли сотни жителей Краматорска - машиностроители, друзья, одноклассники... В переднем ряду с посеревшими лицами - родственники...

Все погибшие - выпускники Донбасской машиностроительной академии. Каждый из них занимался научной работой. Так, Николай Попов – автор ряда изобретений, а Дмитрий Ефремов имел сертификаты перспективных программных пакетов.

«Как я теперь без папочки?»

- Димочка, как мы без тебя? - вытирает слезы вдова Анна Ефремова. - Сын все время плачет: «Как же я теперь без папочки?». За годы совместной жизни мы никогда не ругались, он был нашим стержнем, жил для семьи, для родителей. Наш 11-летний сын Владислав во всем брал пример с отца: и учился так же хорошо, как и папа, чем тот очень гордился.

Сам Дмитрий окончил школу с золотой медалью, а академию в 1995 году - с красным дипломом. Круг увлечений был весьма широк: он собирал марки, занимался спортом и увлекался фотографией: все семейные фото делал сам. Перед поездкой был весел, бодр, и ничто не предвещало беды. Сфотографировал жену, ребенка, родителей, но не успел сбросить отснятое с флеш-памяти на компьютер.

- Так все снимки и сгорели вместе с ним, - вытирает Аня слезы, листая альбом со старыми фотографиями.

Перед вылетом отпраздновал 33-летие

А Николай Попов за три дня до гибели отпраздновал 33-летие. Коллеги вспоминают, что в тот день он задержался на работе: старался оставить все свои дела в порядке. А потом зашел в отдел веселый, с букетом, и попрощался: «До свидания, я полетел!».

- Яркий талант конструктора и богатые знания позволили Николаю Николаевичу за десять лет сделать стремительную карьеру, - сообщил «Донбассу» начальник отдела маркетинга Владимир Жулий. - Он лично проектировал новую технику. Среди них - буровой станок для криворожского ГОК, пластинчатые питатели для Ингулецкого ГОК и роторные заборщики для Михайловского ГОК.

Бывший одноклассник Николая Олег Бершацкий, с которым они учились в 35-й школе, вспоминает его как веселого и открытого парня: «В компании играл на гитаре, мог взять на себя лидерство в трудной ситуации. Еще помню, как на послед-ний звонок рвали на клумбе цветы учителям. Последний раз видел Колю два года назад, на встрече одноклассников. Тогда он сказал: «Важно, чтобы у человека был тыл». Его тыл сегодня горюет без него: жена Елена, одиннадцатилетняя дочь Александра и новорожденный сын Лев.

Дружба началась с драки

Вадима Никулина с детства тянуло к точным наукам: он даже два последних года в школе занимался в классе с углубленным изучением математики. На завод он пришел не случайно: его отец - Станислав Григорьевич - всю трудовую биографию посвятил НКМЗ. Здесь же работала до выхода на пенсию и его мама - Любовь Владимировна.

- Никулин обладал талантом менеджера и владел маркетинговой информацией, поэтому эффективно вел работу с нашими заказчиками из горно-обогатительных комбинатов Украины и России, - пояснил Жулий. – Он расширил сферу нашего влияния на рынках горнорудного и кузнечно-прессового оборудования. О своей дружбе с Вадимом рассказал его одноклассник Сергей Обыхвост:

- Сначала в пятой школе мы с ним были в разных классах, а с 8-го стали учиться вместе. Он занимался боксом, и я помню, что наша дружба началась с драки. Каждый отстаивал свою позицию по отношению к одному из парней из параллельного класса. Да, носы мы друг другу поразбивали, зато стали крепкими друзьями. В нашем классе училась и Оля, его будущая жена, и отношения складывались очень романтично. А сегодня у них подрастает семилетний сын - Владик. Мы с Вадимом поступили в академию, и пути разошлись: он на одном факультете, я - на другом. Оттуда он сразу ушел на НКМЗ, а я - в коммерческую фирму. Три года назад снова встретились, я помог провести ему домой Интернет. С тех пор часто общались. Когда наш одноклассник Саша Медведев, который тоже работает на заводе, позвонил мне и сказал, что случилось с Вадимом, я отказался в это верить, в тот момент был за городом и не знал о беде. Потом увидел все в новостях и позвонил одноклассникам. Все наши в шоке от потери такого славного парня...

Георгий Скударь: «Мне больно говорить об этом»

- Мы потеряли талантливых представителей новой формации производственников, - заявил «Донбассу» на траурной церемонии президент ЗАО «НКМЗ» Георгий Скударь. - Чтобы в тридцать с небольшим лет стать ведущим специалистом, надо быть очень способным работником. Именно такими они и были. В истории завода не помнят случая, чтобы человек в этом возрасте имел высокую категорию, возглавил отдел или же стал главным конструктором... Мне очень больно говорить об этом.

Они вылетели на Урал в выходные дни, так как лично работали с каждым заказчиком, не сидели на месте и принимали участие в подготовке контрактов на поставку им горнорудного и кузнечно-прессового оборудования. Они намеревались к понедельнику основательно подготовиться к подписанию документов, успеть пообщаться с партнерами.


По его словам, такие деловые поездки заводские специалисты совершают десятками, привозя новые выгодные контракты. И никто не мог предположить, что одна из таких командировок может закончиться так трагически.

Джерело Донбасс