13.06.08 
Последние действия Госавиаадминистрации демонстрируют неприкрытое лоббирование интересов иностранных авиакомпаний на украинском рынке в ущерб национальным.

На последней пресс-конференции в Минтранссвязи заместитель министра, курирующий авиацию, Александр Давыдов подтвердил это еще раз. Логика следующая - Госавиаадминистрация заинтересована в появлении на украинском рынке как можно большего количества иностранных низкобюджетных (low-cost) авиакомпаний. «У нас летает 5-6% от всего населения и есть огромные возможности. И если мы будем перевозить хотя бы половину населения - уже хорошо, для этого мы и запускаем в Украину «лоукостеров» - чем сильнее конкуренция, тем ниже будут цены на авиабилеты», - заявил А.Давыдов.

Появление иностранных компаний, считает А.Давыдов, приведет к тому, что уже в этом году можно ожидать 40-45% роста пассажиропотока на внутренних рейсах. В следующем 2009 г., по его прогнозам, только низкобюджетные авиакомпании перевезут около 2 млн. человек.

По его словам, для этого уже есть все предпосылки - в ближайшее время на отечественный рынок выйдет 3-4 low-cost авиакомпании. Первая из них уже проводит активную рекламную компанию - это «Визз Эйр Украина». Следующей должна стать Air Arabia, через два месяца она должна начать регулярные перелеты по маршруту Шарджа (ОАЭ) - Киев. Цены на билеты не должны превышать $200.

Однако нюанс в том, что авиакомпания планирует получить украинский сертификат эксплуатанта и ввести в страну пять А320. Как уверяет А.Давыдов, перевозчик интересуется как раз внутриукраинскими рейсами. Однако, назвать точно, куда и по каким ценам будет летать новый перевозчик, он не смог: «Это может быть и Львов, и Одесса, и Симферополь, и Луганск, может быть Мариуполь - пока что ведутся подготовительные работы».

Далее на очереди дочка немецкой Lufthansa - Germanwings. 16 июня украинская делегация отправится в Германию для проведения переговоров с этой авиакомпанией о возможном осуществлении внутренних авиаперевозок. Правда, в этом случае вышла осечка. В самой авиакомпании говорят, что пока что рассчитывают на выполнение рейсов между Киевом и Кельном / Берлином. Есть также информация и о ряде других иностранных перевозчиков, которые заинтересовались украинским рынком. Но характерно то, что все они больше интересуются не столько внутренними перевозками по Украине, сколько возможностью выполнять полеты на международных рейсах из нашей страны.

Кстати, даже упомянутые low-cost компании уже несколько раз поменяли свои планы по отношению к Украине и их внутриукраинская программа «ужалась» в среднем в два раза. Например, «Визз Эйр Украина» первоначально заявляла о семи маршрутах внутри страны, теперь сетка сократилась до трех направлений - Одесса, Львов и Симферополь.

Зато появились планы начать с сентября полеты в Англию, Италию и Германию. Эти направления более рентабельны и именно на них не пускали долгое время западные компании, т.к. действовал режим двусторонних межправительственных соглашений, который защищал украинские авиакомпании от экспансии иностранцев. Теперь же эту норму можно обойти. Так что вполне возможно, что уже через пару месяцев иностранные низкобюджетные компании «волшебным» образом поменяют планы и откажутся от внутриукраинской программы и низких цен. Главное достигнуто - их пустили на перспективный и активно развивающийся рынок.

Но самый пикантный момент заключается в том, что «Визз Эйр Украина» начал продажи билетов без сертификата эксплуатанта. Его обещают выдать только к началу июля, как раз к тому моменту, когда авиакомпания начнет полеты. На сегодня уже продано около 8 тыс. билетов. Но это прямое нарушение действующего законодательства. Однако чиновники на это нарушение скромно закрывают глаза и говорят, что предпринимают самые жесткие меры по контролю за авиакомпанией. Возникает вопрос, а если к началу июля авиакомпания не получит сертификат, соответственно, не будет иметь права выполнять рейсы, кто заплатит компенсации пассажирам, которые уже купили билеты? Или может быть чиновники и в этот раз закроют глаза на то, что рейсы выполняет перевозчик без лицензии?

И наконец, вместе с разрешением на полеты для иностранцев Госавиаадминистрация активно занялась «расчисткой» для них рыночного пространства от отечественных авиакомпаний. Коснутся эти меры в основном мелких перевозчиков, но и этого достаточно. Речь идет об очередном усилении мер безопасности и требований к самолетам. Еще в конце прошлого года было принято решение об обязательной установке на все самолеты приборов предупреждения об опасном сближении с другими самолетами, с землей и аварийных радиомаяков. Весь комплект в среднем обходится в $300-400 тыс. на самолет. Для техники еще советского производства - Як-40 и Ан-24 - сумма неподъемная. Эти машины иногда стоят столько же, сколько новое оборудование. Естественно, с 1 июня «встало» уже 79 бортов - приблизительно 10% всего парка самолетов, использующихся на внутреннем рынке. Одними из первых пострадали «Луганские авиалинии» - их лишили права на выполнение рейсов Луганск-Киев и Луганск-Москва.