13.06.08 

Украинские власти обеспокоились проблемой качества авиаперевозок и самих транспортных судов. А с приходом бюджетных авиаперевозчиков летать будем больше.

Так, с 1 июня самолеты, не обустроенные системой предупреждения об опасном сближении с землей, не могут подниматься в воздух. Уже запрещены полеты 77 самолетов Як-40 и Ан-24, их рейсы отдали иностранным перевозчикам.

Не позаботятся о безопасности – запретим летать!

Заместитель министра транспорта и связи Украины, председатель Госавиаадминистрации Александр Давыдов уточнил на пресс-конференции, что большинство самолетов, которым запретили летать, принадлежат частникам. Из бюджетных авиакомпаний – это полеты «Луганские авиалинии» на маршрутах «Луганск – Киев» и «Луганск – Москва», рассказал чиновник.

Многим отечественным лайнерам уже «за тридцать», их переоборудование слишком дорого.

– Все самолеты должны быть оснащены этими системами, – настаивает Давыдов. – Это безопасность пассажиров, и никто на этом экономить не будет. И заставлять собственников самолетов никто не будет. Если их самолеты не оснастят системами безопасности – они не будут летать.

Вместо одной компании всегда найдется другая. Так, на рейсах «Луганск-Киев» теперь будет работать венгерская компания «Wizz Air – первая бюджетная авиакомпания в Украине. И хотя лицензии у «Wizz Air» еще нет, Минтранс уже позволил ей продавать билеты. Первый самолет авиакомпании поднимется в воздух 27 июня.

Пока что «Wizz Air» будет осуществлять рейсы из Киева во Львов, Одессу, Харьков, Симферополь, Запорожье, из Симферополя в Харьков и Львов. Стоимость билетов – от 79 гривен.

Ударим дешевизной по качеству!

Ожидается, что безопасность полетов возрастет с приходом на наш рынок новых перевозчиков. В частности, так называемых lоw-cost компаний, предлагающих дешевые перелеты. Вслед за «Wizz Air Украина» в конце лета – начале осени в Украину придет немецкий бюджетный авиаперевозчик Germanwings (дочка Lufthansa). А в Арабские Эмираты по маршруту «Шарджа – Киев» будут летать самолеты арабской low-cost компании Аir Arabia.

Пока же украинские компании скептически оценивают будущее своих бюджетных собратьев. На днях об убытках в первом квартале отчитались две крупнейшие и до сих пор успешные европейские low-cost компании – Ryanair и EasyJet. В апреле обанкротились сразу 4 дискаунтеры.

– Не удивительно, ведь эти компании наиболее чувствительны к разрушительным последствиям топливного кризиса. Именно поэтому некоторые из них выбирают новые рынки, в частности украинский, который продолжает поражать динамикой роста пассажирских потоков, – сказал «Газете...» пресс-секретарь авиакомпании «АероСвіт» Сергей Куцый.

Он уверен, что классические low-cost технологии на нашем рынке не будут работать еще, по крайней мере, года два-три. Подтверждение этому – первые полтора месяца продажи билетов на перевозку в пределах Украины компанией «Wizz Air Украина». За это время перевозчик уже несколько раз менял расписание, отменяя целые маршруты.

– «АероСвіт» готовит маркетинговый ответ на появление дискаунтеров в Украине. Это не будет создание дочерней структуры – дискаунтера, – рассказал Сергей Куцый. – Мы и дальше будем перестраивать маршрутную сеть так, чтобы создать максимальное количество стыковок в базовых аэропортах, привлекая в Украину международный авиационный транзит.

Хотя, чтобы серьезно говорить о влиянии дискаунтеров на деятельность остальных украинских авиакомпаний, нужно подождать, пока хотя бы один из них начнет полеты. Впрочем, экспансия украинского рынка зарубежными авиакомпаниями неотвратима. Пик их активности в Украине наступит через 2–4 года.

Личный опыт

Приказали – и летишь! А на ремонтах экономят...

Предпринимателю Игорю Б. из Ужгорода часто приходится летать в разные страны. Не реже раза в месяц бывает в Киеве.

– Цены на билеты внутренних рейсов не соответствуют сервису. Самолеты старые. А что делать? Страшно или нет, летать приходится. Но почему я должен платить за билет в один конец около 800 грн? – удивляется бизнесмен. – Недавно летал в Лондон и обратно, бронировал, правда, раньше, но заплатил за все 100 долларов.

Украинские пилоты оправдываются: скрипящая дверь самолета или старая обивка кресел не показатель состояния самолета. А вот с техническими проблемами сложнее. Командир экипажа, летчик-испытатель I класса Виталий Горовенко, признался «Газете...», что на 100 % безопасными нельзя считать ни один самолет на внутренних рейсах. Не только потому, что устаревает парк суден, но и потому, что на их ремонте обычно пытаются сэкономить.

– Контроль безопасности полетов на государственном уровне только декларируется. Заботу об этом государство возложило на сами авиакомпании. В итоге – судна, совершающие внутренние перевозки, на предмет соблюдения требований безопасности контролируют, кто как хочет, – сказал Горовенко.

В нашей стране система безопасности полетов не отвечает на вопрос, как избежать трагедий и при этом получить прибыль.

Пожелавший остаться неизвестным командир авиасудна рассказал «Газете...», что украинские самолеты очень часто поднимаются в небо, нарушая технику безопасности:

– Сплошь и рядом сказали «лети» – и летишь. А на взлетную полосу при таком весе заходить вообще нельзя: может отказать двигатель, и летчик уже не понадобится. Это заведомо аварийная ситуация. Но сейчас главные люди в авиации – коммерсанты, работодатели.
Впрочем, бывший кадровый офицер, капитан военного судна Василий Романенко признается: в гражданской авиации с контролем полетов все не так плохо.

– Да и позволить себе выпить накануне или перед полетом не может сегодня ни один летчик. Сразу выгонят, – говорит Романенко.

Перед каждым полетом физическое состояние летчика обязательно проверяет штатный медик – измеряет давление, делает анализы на наличие алкоголя. Если что-то не так, врач имеет право отстранить пилота.

Кстати

У Тимошенко чуть не вылетели зубы при посадке самолета

Взлетная полоса аэропорта Запорожья нуждается в ремонте, заявила премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, на совещании с административно-хозяйственным активом области. Она лично убедилась в плохом качестве взлетной полосы при посадке самолета, на котором прибыла в Запорожье. «Чуть зубы не повылетали», – поделилась впечатлениями премьер. Ремонт взлетно-посадочной полосы может быть проведен за счет 1,2 млрд грн, сэкономленных в ходе ремонта в аэропортах Днепропетровска и Харькова.

Антонина ЦИМБАЛЮК, Вера КАРПИНСКАЯ