22.10.13 
Hа МАКС-2013 две авиакомпании — российская "Ангара" и кубинская Cubana de Aviacion — оформили соглашения на дополнительные ВС семейства Ан-148/158, при этом в каждом случае о заказе самолетов было известно заранее.

"Ангара" и лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) подписали предконтрактное соглашение с основными условиями поставки двух самолетов Ан-148. Воздушные суда будут изготовлены Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО), поставка состоится в 2014 г. Сумма сделки превышает 60 млн долл. В парке "Ангары" уже работают три ВС такого типа, ИФК передала их перевозчику в 2012 г. По условиям соглашения, подписанного в 2011 г. иркутским холдингом "Истлэнд" (в его состав входит "Ангара") и ИФК, предусматривалась поставка пяти Ан-148 и опцион еще на пять таких же машин.

"Ангара" стала третьей российской коммерческой авиакомпанией, в парке которой эксплуатируются самолеты Ан-148. Машины такого типа уже используются авиакомпаниями "Россия" (в ее парке шесть таких ВС) и "Полет" (два Ан-148). Первой — в декабре 2009 г. — полеты на Ан-148 начала базирующаяся в Санкт-Петербурге "Россия". По итогам 2012 г. годовой налет Ан-148 "России" составил 18628 ч. Это примерно на 5% больше общего годового налета за 2011 г., когда данный показатель достиг 17759 ч. В 2010 г. годовой налет равнялся 6,5 тыс. ч, но тогда авиакомпания эксплуатировала только три Ан-148. Вместе с твердым контрактом на шесть машин этого типа был подписан опцион еще на девять Ан-148. Однако после перехода "России" в группу "Аэрофлот" от идеи дальнейшего расширения парка самолетов данного типа было решено отказаться. Таким образом, ВАСО потеряло потенциальный заказ на девять машин.

По данным ВАСО, к середине июля 2013 г. средний налет Ан-148, эксплуатирующихся в "России", составлял 300 ч в месяц. В "Полете" этот показатель достиг 200 ч, в "Ангаре" в июне максимальный налет одного из судов составил 250 ч. Для сравнения: некоторым перевозчикам в России на среднемагистральных ВС семейства А320 удается достичь максимального налета 400 ч. Поэтому показатель в 200–250 ч в месяц для регионального Ан-148 можно считать неплохим, а в 300 ч — очень хорошим.

Помимо коммерческих авиакомпаний один Ан-148 производства ВАСО был передан Управлению делами Президента, один — Министерству по чрезвычайным ситуациям. Еще одно судно сейчас готовится к передаче российскому Министерству обороны. Ассоциация компаний авиационных интерьеров (АКАИ) во время МАКС-2013 сообщила о новом заказе на оборудование VIP-салоном регионального Ан-148. Официальным заказчиком элементов интерьера назван производитель самолета — воронежский авиазавод ВАСО. Согласно контракту поставка мебели российского производства должна быть завершена к концу сентября этого года. В ассоциации не уточняют имя конечного заказчика, однако, по некоторым данным, им станет Министерство обороны России.

В июне на общем собрании акционеров Воронежского акционерного самолетостроительного общества было объявлено о получении предприятием контракта на поставку 15 региональных самолетов Ан-148 для ВВС России. Контракт был подписан в мае, а первый самолет предполагается передать до конца года. Завершение поставок запланировано на 2017 г.

Осенью прошлого года на совещании ВАСО обсуждалась возможность размещения на предприятии консолидированного государственного заказа на Ан-148. Тогда в ОАК сообщили, что в таком заказе количество Ан-148 может составить около 20 единиц.

Вторым заказчиком самолетов регионального семейства "Антонова" на МАКС-2013 стала кубинская Cubana de Aviacion. Во время авиационного салона лизинговая компания South American Aircraft Leasing (SAAL), дочерняя структура International Aircraft Leasing Holding, передала перевозчику третий Ан-158 из заказа, оформленного на предыдущем авиасалоне два года назад. Производство самолетов на украинском предприятии "Антонов" было организовано российской лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК). Сделка профинансирована группой российских банков во главе с Росэксимбанком.

Вместе с получением самолета перевозчик перевел в твердый контракт опцион еще на три ВС такого типа. Опцион был подписан весной 2013 г. после поставки первого Ан-158 на Кубу.

Самолет Ан-158 представляет собой удлиненную версию регионального Ан-148 и ранее был известен под обозначением Ан-148-200. Впервые он был представлен публике в апреле 2010 г., сертификация Ан-158 была завершена в 2011 г. Стоимость одного ВС этого типа оценивается в 28–30 млн долл. в зависимости от комплектации, общая стоимость шести машин может достичь 180 млн долл.

Cubana de Aviacion считает российские и украинские самолеты компромиссом цены и качества. Кроме того, линейное обслуживание этих ВС производится непосредственно на Кубе, а в дальнейшем планируется освоить более сложные формы обслуживания воздушных судов.

Уже в следующем году кубинские техники будут отправлены в Россию для обучения более сложным формам ТО.

Глава SAAL Ральф Дитер Монтаг-Гирмес отметил, что компания "рассчитывает на продолжение роста пассажиропотока Cubana de Aviacion и не исключает, что в ближайшие два года авиаперевозчик заключит контракты на дополнительные самолеты". SAAL на авиасалоне в Фарнборо подписала договор на поставку 15 самолетов Ан-148/158 в страны Латинской Америки. Соглашение предусматривало поставку трех самолетов Ан-158 и опцион на 12 Ан-148/158.

Однако развитие программы Ан-148/158 в ИФК связывают не только с продвижением ВС в Латинской Америке, но также с предложением этих машин нынешним эксплуатантам самолетов BAe 146 и его модифицированной версии Avro RJ. Самолеты производились в Великобритании с 1983 по 2002 г., они рассчитаны на перевозку 70–112 пасс. Сейчас ВС этих типов эксплуатируются коммерческими операторами в Австралии, Новой Зеландии, Бельгии, Болгарии, Германии, Великобритании, Гане, Ботсване и других странах. Также они задействованы для перевозок в государственных структурах ряда стран. В отличие от BAe 146 и Avro RJ, у Ан-148 два, а не четыре двигателя, что снижает расходы на техническое обслуживание российско-украинского самолета.

"Семейство Ан-148 — это, конечно, нишевые самолеты с невероятными возможностями для посадки на грунтовые взлетно-посадочные полосы. Я знаю, что некоторые операторы самолетов BАе 146 и Avro RJ сейчас серьезно рассматривают возможности модернизации своего флота самолетами Ан-148, мы ведем с ними переговоры. Эксплуатантам этих машин необходимо искать варианты замены парка, поскольку BAe 146 и Avro RJ не выпускаются уже почти 13 лет, размер эксплуатируемого флота постоянно сокращается, а стоимость его технического обслуживания растет. Поэтому мы верим в то, что для авиакомпаний, которые не стремятся работать в низкотарифном сегменте, а также тех перевозчиков, которые обслуживают нефтегазодобывающую отрасль или работают по государственным заказам для силовых министерств, этот самолет будет идеален", — говорит директор по международным продажам и маркетингу ИФК Стюарт Корднер.

Джерело АТО   Автор: Полина Зверева