22.11.16 
Европейская комиссия (ЕК) рассматривает вопрос о введении списка аэропортов в третьих странах, не отвечающих стандартам безопасности полетов ЕС и считающихся небезопасными для авиакомпаний, зарегистрированных в Евросоюзе, а также перевозчиков, выполняющих рейсы в ЕС извне.

"Мы рассматриваем такую возможность. Пока такого списка нет, но мы активно обсуждаем этот вопрос с коллегами из всех заинтересованных ведомств", — рассказала изданию Aviation Daily комиссар ЕС по вопросам транспорта Виолета Булц, с которой удалось поговорить на недавно состоявшемся инвестиционном симпозиуме, организованном европейским подразделением Международного совета аэропортов (ACI Europe).

Предполагается, что перечень аэропортов дополнит уже существующий в ЕС список авиакомпаний, не отвечающих международным требованиям безопасности полетов и, следовательно, не допущенных или имеющих ограничения на выполнение полетов в воздушном пространстве Евросоюза.

ЕС составил единый для всего объединения черный список авиакомпаний 10 лет назад после череды громких авиакатастроф:

катастрофа Boeing 737-300 египетской чартерной авиакомпании Flash Airlines над Красным морем в январе 2004 г.; погибли 135 пасс. — в основном граждане Франции — и 13 членов экипажа;

катастрофа ATR-72 авиакомпании Tuninter возле берегов Италии в августе 2005 г.; 16 из 39 чел. на борту погибли;

катастрофа Boeing 737-700 кипрской Helios Airways (рейс HCY522) в 2005 г.; смолет врезался в склон горы к северу от Афин, все 115 пасс. и 6 членов экипажа погибли.

Черный список авиакомпаний, получивший впоследствии название Список безопасности воздушного движения ЕС (EU Air Safety List), обновляется дважды в год на основании рекомендаций от Комитета ЕС по безопасности полетов. Его последняя редакция содержит 216 авиакомпаний, которым запрещены полеты в аэропорты на территории ЕС. 214 из них (из 19 стран мира) попали в перечень из-за недостаточного контроля за обеспечением безопасности полетов со стороны национальных уполномоченных органов в области гражданской авиации. Оставшиеся два перевозчика оказались в списке на индивидуальной основе. В отношении еще шести авиакомпаний введены эксплуатационные ограничения — полеты в ЕС они могут выполнять только на определенных типах воздушных судов.

Булц пояснила, что идея о создании аналогичного списка в отношении аэропортов появилась в связи растущей озабоченностью по поводу уровня обеспечения авиационной безопасности в аэропортах. Другими причинами стали увеличение объемов авиаперевозок в целом и положительный опыт, полученный после создания черного списка для авиакомпаний.

"Безопасность полетов — наш приоритет. ЕС оказывает постоянное и всеобъемлющее техническое содействие как эксплуатантам, так и национальным органам власти в области гражданской авиации. Благодаря этой работе в этом году мы смогли исключить из Списка безопасности воздушного движения ЕС несколько авиакомпаний. Этот успешный опыт можно было бы распространить и на аэропорты. ЕС мог бы помочь им развивать компетенции и готов предложить программы технической помощи", — заявила Булц.

Как сообщил генеральный директор ACI Europe Оливье Янковец, ЕК задумалась о формировании списка безопасности для аэропортов после терактов в аэропортах Брюсселя и Стамбула, совершенных в начале этого года. В расчет приняли и катастрофу самолета российской авиакомпании Metrojet ("Когалымавиа"), случившуюся над Синайским полуостровом в 2015 г. Это происшествие вызвало серьезные вопросы к уровню авиационной безопасности в международном аэропорту Шарм-Эль-Шейха.

"Руководство Евросоюза стремится обеспечить для своих пассажиров и граждан наивысший уровень авиационной безопасности и безопасности полетов. Аэропорты третьих стран должны соответствовать международным стандартам обеспечения авиационной безопасности. В идеале эти стандарты должны совпадать с теми, что предъявляются нашим аэропортам", — пояснил Янковец изданию Aviation Daily.

Джерело ATO