06.02.07 
До конца года в России должны быть приняты новые федеральные авиационные правила, которые предусматривают серьезную защиту интересов пассажиров в случае отмены или задержки рейса.
Об этом заявил вчера на "круглом столе" в "РГ", посвященном проблемам чартерных авиаперевозок, директор департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса России Геннадий Лощенов. По данным министерства, количество задержек чартеров длительностью свыше шести часов резко возросло и составило 3,2 процента от общего числа таких рейсов. Ситуация сложилась если и не критическая, то близкая к тому. Что зависит от авиакомпаний, где они выступают заложниками общей ситуации в стране, и как защитить интересы авиапассажиров - это обсуждали представители минтранса и самих авиакомпаний.

На сегодняшний день у всех на слуху четыре авиакомпании, "отличившиеся" в новогодние каникулы, а точнее в период с 26 декабря по 14 января, - "ВИМ-Авиа", KrasAir, "Сибирь" (S7)и "Башкирские авиалинии". "Проколовшиеся" получили предупреждения от Ространснадзора: если не устранят нарушения, у них могут быть приостановлены свидетельства эксплуатанта. Впрочем, та же "ВИМ-Авиа" в минувшие выходные, что называется, пошла дальше: тогда, по словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, только за сутки в московских и зарубежных аэропортах застряли двенадцать рейсов этого авиаперевозчика.

В незавидном положении в который уже раз оказались две тысячи российских туристов. В аэропорту Домодедово туристы 12 часов ожидали вылета в Барселону, 6 часов - в Салоники, Стамбул, Шарм-эль-Шейх, Хургаду и другие направления. В столицу попасть пассажирам "ВИМ-Авиа" также было непросто. Почти на 20 часов был задержан рейс N 7232 из Шарм-эль-Шейха в Москву. Как сказал генеральный директор авиакомпании "ВИМ-Авиа" Роман Пахомов, причинами задержек стали и плохие метеоусловия, и технические неполадки на самолетах, и даже хулиганские выходки пассажиров в аэропорту Домодедово.

Сегодня специалисты Росавиации и Ространснадзора занимаются выяснением реальных причин и обстоятельств задержек этих рейсов. После чего будет вынесено решение о мерах воздействия на авиакомпанию ВИМ-Авиа.

К слову, по официальным данным, пассажиры-чартерники составляют около 20 процентов от общего числа тех, кто летает. Однако новые Федеральные авиационные правила, которые уже разработаны и проходят согласование в "инстанциях", серьезно защитят не только их, но и всех российских авиапассажиров. Как заметил Геннадий Лощенов, правила воздушных перевозок в стране сегодня регламентируются документами, принятыми еще в 1986 году.

Что предусматривает новый проект этого документа? В частности, в случае задержки рейса пассажирам с детьми в возрасте до 12 лет должна быть предоставлена комната матери и ребенка. Если ожидание вылета продолжается более двух часов, пассажирам должны предоставить прохладительные напитки. Если рейс откладывается на четыре часа и более, каждые шесть часов в дневное время и восемь часов в ночное пассажиры должны получать горячее питание. При задержке рейса на восемь часов в дневное время и шесть в ночное пассажиров должны разместить в гостинице, организовав бесплатный трансфер туда и обратно, а также обеспечив хранение багажа.

Заметим, год назад новые правила компенсаций авиапассажирам в случае задержки или отмены рейса, а также утери багажа были введены в странах Евросоюза. Самое примечательное, что этими компенсациями могут воспользоваться все пассажиры вне зависимости от их гражданства. Там, к примеру, прописано, что в случае если задержка превысит 5 часов, то авиакомпания обязана либо компенсировать стоимость билета плюс штраф, либо доставить клиента к месту назначения самолетами другой авиакомпании за свой счет. Есть и еще один любопытный пункт: за утерянный авиакомпанией багаж пассажир сможет получить и более 1000 евро. Впрочем, как говорят российские чиновники, в некоторых наших ведущих авиакомпаниях, к примеру, в той же "Трансаэро", подобные нормативы намного жестче и перекрывают европейские. Возможно, это и так, но почему-то российские пассажиры об этом не знают.

Однако, как стало ясно из вчерашнего обсуждения в "РГ", проблема чартерных авиапассажиров не упирается лишь в несовершенное пока авиационное законодательство. За ним тянется другой, не менее тяжелый "шлейф" - надзор за техническим состоянием парка, налаживание цивилизованных взаимоотношений между авиакомпаниями и туроператорами. Росавиация планирует создать совместно с Федеральным агентством по туризму единый координационный штаб, который в период массовых авиаперевозок будет заниматься взаимодействием туроператоров и авиакомпаний. Если такое случится, выиграют все. Но, наверное, уже пора задуматься и об унификации договоров туроператоров с перевозчиками, чтобы установить конкретную ответственность сторон. Кроме того, по мнению авиакомпаний, в рамках работы штаба должны регулироваться отношения с авиационными властями других стран, которые каждый раз согласовывают пролет резервных российских самолетов.

Один из актуальнейших вопросов сегодня - сложная процедура и высокая стоимость таможенного оформления запчастей на импортных бортах. А именно на самолетах-"иностранцах" выполняется подавляющее большинство чартерных рейсов за границу. Заместитель генерального директора "Трансаэро" Дмитрий Столяров привел статистику отказов на российских и зарубежных самолетах: если на лайнерах Ил-96, Ту-204 и Ту-214 это один отказ на 880 летных часов, а в среднем по отрасли - один на 1540 летных часов, то на тех же "Боингах" в этой авиакомпании - один на 3450 часов. Однако дело в том, что существующие таможенные правила и высокие таможенные пошлины не позволяют проводить быстрый импорт и растаможку запчастей для ускоренного устранения неполадок. Но пассажиры-то тут при чем?

Словом, проблемы задержек рейсов носят комплексный характер. Здесь есть над чем поработать и авиаперевозчикам, и туроператорам, и органам исполнительной власти.

Источник: www.rg.ru