09.05.08 

Imagearrow.gifМотор Сич 

Официальные Москва и Киев допускают целый ряд существенных ошибок, которые ощутимо сказываются на отношениях двух братских народов и вредят наращиванию торгово-экономического сотрудничества.

Вред наносят постоянные попытки в угоду политической конъюнктуре, не имеющей ничего общего с экономическими реалиями, пересмотреть крупные межправительственные соглашения, охватывающие стратегические отрасли и предприятия, связанные в единую цепь.

Когда, например, Министерство промышленности и энергетики России выпускает приказ о переносе производства вертолетных двигателей из Запорожья на российскую территорию, это непозволительно не только юридически, но и с точки зрения здравого смысла. Подобные документы — неважно, какими правительствами они были подписаны, прозападными или национально ориентированными, — стоят выше национальных законодательств, а потому должны неукоснительно соблюдаться, так как ими зафиксированы кооперационные проекты, которые реализуются и приносят прямую выгоду и российской, и украинской стороне. А здравый смысл в свою очередь подсказывает, что в стоимостном выражении, в плане качества и тактико-технических характеристик запорожским вертолетным двигателям нет равных. К тому же технологически создать такие модификации двигателей в ближайшие годы ни один российский завод не способен.

«Мотор Сич» при загрузке всего на 25% обеспечивает потребность России в вертолетных двигателях ТВ3-117 и ВК-2500 полностью и готов наращивать объемы производства. Недостатка в производственных мощностях завод никогда не испытывал. Более того, в интересах России мы готовы удвоить и утроить поставки двигателей и тем самым снять этот вопрос с обсуждения.

Неужели чиновники-кураторы российского оборонно-промышленного комплекса пойдут на немотивированный шаг и прервут кооперацию с ОАО «Мотор Сич»? Вряд ли. Этот шаг больно ударит по российским заводам ОПК, поставляющим детали для запорожских двигателей и связанных с нами тесной кооперацией.

Примечательно, что сами российские участники кооперации в области авиационного двигателестроения ни при каких обстоятельствах (тем более, по политическим мотивам) никогда не подвергали сомнению качество и прочность существующих технологических и производственных связей. С российскими заводами оборонно-промышленного комплекса у ОАО «Мотор Сич» не было ни проблем, ни конфликтов, потому что мы руководствуемся исключительно соображениями экономической целесообразности, а не занимаемся политикой на пустом месте. Ту же позицию я и мои единомышленники выдерживаем в отношениях с украинским руководством.

Вместе с тем очевидно, что в военно-промышленном комплексе не все гладко, и есть моменты, подлежащие серьезному обсуждению. Благо, люди, готовые к дискуссии, и в России, и на Украине есть. Есть люди, способные мыслить, считать, анализировать, выбирать перспективные проекты, а не полагаться на «авось» и эфемерные обещания западных промышленников, предпринимателей и чиновников.

Тот же перенос сроков сдачи в эксплуатацию самолета Sukhoi Superjet100, который в определенный момент стал «навязчивой идеей» для представителей ВПК России,— демонстрация заблуждения, в которое усилиями лоббистов от «оборонки» было введено общественное мнение. Заметьте, сразу после известия о переносе сроков мгновенно произошла переоценка отношения к этому проекту на уровне президента России. И выбрали Ту-334 (оснащен запорожским двигателем). Это сертифицированный самолет с самой совершенной авионикой. В этом году мы получаем европейский сертификат на двигатель Д-436. Туман, в котором все находились, уповая на проект Superjet, наконец, рассеялся. Дай бог, чтобы он был: ведь появление любого летательного аппарата — это радостное событие в авиационном мире.

А начинался проект с утверждения о прорыве этого самолета в Европу. Но это утверждение было заведомо ложным — нет ни одного контракта с европейскими компаниями.

Поэтому нужно всегда помнить, что у России и Украины есть давно сложившиеся рынки. Причем уже не в странах третьего мира, а в сформировавшихся, становящихся на самостоятельный путь развития странах Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке. И мы в состоянии удовлетворить их спрос на качественные современные летательные аппараты. Кроме того, спрос там зачастую рождает политика: далеко не везде приветствуются американские и европейские самолеты. Значит, мы выйдем в третьи страны с самолетом Ту-334, с самолетом Ан-148. И в следующем году, наверное, появится Superjet. И это верный путь, потому что нелепо конкурировать самим с собой.

ВЯЧЕСЛАВ БОГУСЛАЕВ, председатель Совета директоров ОАО «Мотор Сич» (Запорожье), депутат Верховной Рады Украины

«Der Spiegel Профіль»

Джерело ДКР