22.10.12 
ImageФонд госимущества провел конкурсы на аренду коммерческих площадей терминала D в главном аэропорту страны. Однако, запуск duty free и других магазинов и кафе в терминале D состоится тогда, когда таможенники и пограничники сочтут нужным.

В терминале D пока нет ни магазинов, ни кафе, где можно было бы перекусить. Кофе можно приобрести лишь в киоске с прессой, да и то до регистрации на рейс и прохождения через паспортный и таможенный контроль. Правда, стоимость его по "бориспольским" меркам выглядит очень даже щадящей – 15 грн. Однако этого явно недостаточно для нарастающего количества путешественников. Тем более, что амбиции по пассажиропотоку у Борисполя огромные.

Просчеты в проекте

Запуск нового терминала D, которого так ждали многие авиаперевозчики, выявил ряд существенных недостатков, заложенных еще на этапе проектирования. Несмотря на его солидную площадь – 107 тыс. кв. м – разработчики почему-то забыли предусмотреть там места для различных коммерческих объектов – магазинов, точек общественного питания, пунктов обмена валюты, проката автомобилей. И это при том, что пропускная способность здания составляет 15 млн человек в год. И всем этим пассажирам нужно предоставить возможность питаться, покупать периодику во время ожидания своего рейса, особенно, если он задерживается.

И новый комплекс, конечно же, вызвал нарекания со стороны специалистов. "В европейских аэропортах очень большая коммерческая зона, доступная не только пассажирам, но также встречающим и провожающим. В терминале D, к сожалению, такие площади не предусмотрены - их нужно добавлять. А сделать это можно, либо достроив еще 40 тыс. кв. м, либо же выделить помещения для таких целей в здании, примыкающем к терминалу", – рассказывал ранее в интервью Центру транспортных стратегий генеральный директор "Борисполя" Антон Волов.

Отсутствие коммерческих площадей также лишает аэропорт возможности перейти от украинской модели к европейской, где основную часть доходов приносят не сборы и наземное обслуживание, а неавиационная деятельность, то есть поступления от аренды мест под торгово-развлекательные объекты. А это, в свою очередь, позволяет предоставлять скидки авиакомпаниям, наращивать таким образом пассажиропотоки и получать от магазинов и кафе деньги, которые оставляют там клиенты авиакомпаний. Но реализованный проект терминала D сохраняет статус-кво, чем вызывает недовольство базовых перевозчиков.

В конкурсе победило донецкое частное предприятие "Авиакомпания АНП" (работает под брендом Pavo)

"В таком огромном терминале на все авиакомпании предусмотрено лишь четыре позиции для касс. Это как? Ведь каждая авиакомпания, которая летает, хочет иметь кассу. Посчитайте, сколько этих касс в терминале В. Сколько авиакомпаний – столько и касс. Здесь также негде ставить магазины. Хорошо продуманы технологические проходы, но, если разместить где-то торговую точку, она перекроет эти технологические проходы. И опять невозможно получать неавиационные доходы", - сетует президент "Международных авиалиний Украины" (МАУ) Юрий Мирошников.

Между тем, авиакомпании постепенно мигрируют в терминал D, заполняя его людьми. На сегодня в терминале D уже работают такие перевозчики, как British Airways, Turkish Airlines, Air Arabia, Fly Dubai, Air One, Norwegian Air Shuttle, Czech Airlines, "Россия". С 28 октября в новом комплексе будут обслуживаться KLM, Air France, Lufthansa, Austrian Airlines, Alitalia, "Аэрофлот", Air Baltic, ElAl, Royal Jordanian.

"Для нас главное – это питание. Поскольку с зимней навигации сюда перейдет большое количество авиакомпаний, в том числе и наших клиентов", – говорит генеральный директор "Свиспорт-Украина" Владимир Семенченко.

Таможня дает добро?

Еще одной причиной отсутствия торговых точек даже в немногих предусмотренных для этого местах стали противоречия действующих договоров аренды с нормами нового Таможенного кодекса. 3 сентября аэропорт "Борисполь" заявил, что большинство магазинов беспошлинной торговли и заведений общепита на его территории были закрыты с 1 сентября 2012 года. Закрылись магазины duty free и в других крупных аэропортах, так как Государственная таможенная служба стала проводить проверку их деятельности, а Фонд государственного имущества (ФГИ) – новые конкурсы. Позднее магазины в терминале B Борисполя заработали.

В результате торговые точки в терминале D, которые работали во время Евро-2012, закрылись. А уже 5 сентября ФГИ объявил новый конкурс, предложив арендаторам побороться за четыре объекта площадью по 1 кв. м под размещение четырех банкоматов, четыре объекта под размещение пунктов обмена валют общей площадью 33,5 кв. м, три объекта под размещение магазинов розничной торговли общей площадью 96 кв. м, два объекта под размещение кафе-баров общей площадью 90 кв. м, два объекта под размещение магазинов беспошлинной торговли общей площадью 377 кв. м.

В середине октября аэропорт заявил, что конкурс проведен, победители определены, и до начала зимней навигации – 28 октября – коммерческие объекты наконец заработают. "18 октября Фонд государственного имущества завершил конкурсы на аренду коммерческих площадей в терминале D и определил победителей, с которыми в течение сегодняшнего-завтрашнего дня будут подписаны договоры на аренду этих площадей. Дальше все будет зависеть от формальностей таможни и границы, получения разрешений на торговлю и от самих арендаторов – когда они откроются. Позитивный сдвиг есть, и, я думаю, до зимней навигации мы это реализуем", - сообщил коммерческий директор "Борисполя" Алексей Смотров.

Правда, ни аэропорт, ни ФГИ не называют победителей, но, по данным источников ЦТС, одним из них стало донецкое частное предприятие "Авиакомпания АНП" (работает под брендом Pavo) – крупнейшая сеть магазинов беспошлинной торговли в Украине, расположенных на территории восьми международных аэропортов: "Борисполь", "Жуляны", "Донецк", "Запорожье", "Одесса", "Симферополь", "Харьков", "Черновцы".

В самой компании Центру транспортных стратегий подтвердили факт участия и победы в конкурсе. "Мы участвовали в конкурсе, и комиссия признала нас победителями. Мы надеемся до зимней навигации открыть два магазина беспошлинной торговли и два кафе-бара", - рассказал ЦТС представитель Pavo. Кто получит право на размещение еще трех магазинов розничной торговли, пока неизвестно.

Сроки открытия будут зависеть от того, как скоро таможенная и пограничная служба дадут свое официальное "добро" на начало работы торговых точек в пунктах пропуска через границу. Как отмечают юристы, процедурно нигде не прописаны сроки, в течение которых упомянутые органы должны рассмотреть заявку от компании и выдать ей разрешение. Поэтому, по большому счету, запуск duty free в терминале D состоится тогда, когда таможенники и пограничники сочтут нужным.

Таможенный кодекс принес путешественникам еще одно значительное неудобство. Летом этого года "Борисполь" применил новую технологию обработки багажа транзитных пассажиров, которая позволяла доставлять вещи от борта к борту без участия владельца. Но, из-за противоречий с нормами кодекса, ее действие было приостановлено, и сегодня пассажиру опять нужно самостоятельно забирать чемодан, регистрировать его на пересадочный рейс и задумываться о стыковке в альтернативных хабах. Сегодня руководство предприятия пытается восстановить этот механизм.

"Мы ведем переговоры, причем не только мы, но и игроки – авиакомпании. Таможня предоставила перечень замечаний, которые они со своей стороны предъявили к этой технологии сквозь призму нового Таможенного кодекса. Мы эти замечания учли и направили на рассмотрение таможни новую технологию обслуживания трансферного багажа. На сегодня эта технология находится на рассмотрении в таможне", – сказал Смотров.

Поэтому сложно сказать, когда же наконец терминал D станет удобным для пассажиров. Ведь, помимо уже озвученных проблем, аэропорту нужно в срочном порядке решать вопрос с парковкой, так как по мере перехода авиакомпаний небольшая стоянка перед терминалом в скором времени уже не сможет вместить в себя нарастающее количество машин.

Джерело ЦТС   Автор: Максим Арсланов